Методика предназначена для определения степени рациональности-иррациональности мышления, наличия и выраженности иррациональных установок у тестируемого. Опросник содержит 50 утверждений.
Тестирование может проводиться как индивидуальной, так и групповой форме.
Проведение методики: Тестируемому предлагается заполнить бланк теста, согласившись или не согласившись с представленными утверждениями. Также выделены промежуточные варианты ответа.
Инструкция: У людей бывают разные убеждения. Нас интересует ваше мнение относительно утверждений, приведенных ниже. Пожалуйста, зачеркните или обведите в кружок цифру справа от каждого утверждения, которая наиболее соответствует вашему отношению к данному утверждению.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
полностью согласен | в основном согласен | слегка согласен | слегка не согласен | в основном не согласен | полностью не согласен |
1. | Иметь дело с некоторыми людьми может быть неприятно, но это никогда не бывает ужасно | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. | Когда я в чем-то ошибаюсь, то часто говорю себе «Мне не следовало этого делать» | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3. | Люди, несомненно, должны жить по законам | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4. | Не существует ничего такого, чего я «не выношу» | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5. | Если меня игнорируют или я чувствую себя неуклюжим на вечеринке, то у меня понижается чувство собственной ценности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6. | Некоторые ситуации в жизни действительно совершенно ужасны | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7. | В некоторых вопросах я определенно должен быть более компетентным | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
8. | Моим родителям следовало бы быть более сдержанными в требованиях, предъявляемых ко мне | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
9. | Существуют вещи, которые я не могу вынести | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
10. | Мое чувство «собственной ценности» не повышается, даже если у меня есть действительно большие успехи в учебе или работе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
11. | Некоторые дети ведут себя действительно ужасно | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
12. | Я не должен был совершать несколько очевидных ошибок в своей жизни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
13. | Если мои друзья пообещали сделать для меня что-то очень важное, они не обязаны выполнять своих обещаний | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
14. | Я не могу иметь дело с моими друзьями или моими детьми, если они ведут себя глупо, дико или неправильно в той или иной ситуации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
15. | Если оценивать людей по тому, что они делают, то их можно разделить на «хороших» и «плохих» | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
16. | Бывают такие периоды в жизни, когда случаются действительно совершенно ужасные вещи | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
17. | В жизни нет ничего такого, что я действительно обязан делать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
18. | Дети должны, в конце концов, научиться выполнять свои обязанности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
19. | Иногда я просто не в состоянии вынести мои низкие достижения в учебе и на работе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
20. | Даже когда я делаю серьезные ошибки и причиняю боль окружающим, мое самоуважение не меняется | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
21. | Это было бы ужасно, если бы я не смог добиться расположения людей, которых я люблю | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
22. | Мне бы хотелось лучше учиться или работать, однако нет никаких оснований считать, что я должен добиваться этого во что бы то ни стало | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
23. | Я убежден, что люди определенно не должны плохо себя вести в общественных местах | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
24. | Я просто не выношу сильного давления на меня или стресса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
25. | Одобрение или неодобрение моих друзей или членов моей семьи не влияет на то, как я оцениваю самого себя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
26. | Было бы жалко, но не ужасно, если бы кто-то из членов моей семьи имел бы серьезные проблемы со здоровьем | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
27. | Если бы принял решение сделать что-то, я обязательно должен сделать это очень хорошо | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
28. | В общем, я нормально отношусь к тому, что подростки ведут себя иначе, чем взрослые, например, поздно просыпаются по утрам или разбрасывают книжки или одежду на полу в своей комнате | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
29. | Я не выношу некоторых вещей, которые делают мои друзья или члены моей семьи | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
30. | Тот, кто постоянно грешит или приносит зло окружающим – плохой человек | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
31. | Было бы ужасно, если бы кто-то из тех, кого я люблю, заболел психическим заболеванием и оказался бы в психиатрической больнице | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
32. | Я должен быть абсолютно уверен, что все идет хорошо в наиболее важных сферах моей жизни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
33. | Если для меня это важно, мои друзья должны стремиться сделать все, о чем я их попрошу | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
34. | Я легко переношу неприятные ситуации, в которые попадаю, так же как неприятное общение со знакомыми | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
35. | От того, как меня оценивают окружающие (друзья, начальники, учителя), зависит, как я оцениваю самого себя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
36. | Это ужасно, когда мои друзья ведут себя плохо и неправильно в общественных местах | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
37. | Я точно не должен делать некоторые ошибки, которые продолжаю делать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
38. | Я не считаю, что члены моей семьи должны действовать именно так, как мне хочется | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
39. | Это совершенно невыносимо, если все идет не так, как мне хочется | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
40. | Я часто оцениваю себя по своим успехам на работе и в школе или же по своим социальным достижениям | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
41. | Это будет ужасно, если я потерплю полный крах в работе или учебе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
42. | Я как человек не должен быть лучше, чем я есть на самом деле | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
43. | Определенно существуют некоторые вещи, которые окружающие люди не должны делать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
44. | Иногда (на работе или в школе) люди совершают поступки, которые я совершенно не выношу | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
45. | Если у меня возникают серьезные эмоциональные проблемы или я нарушаю законы, мое чувство собственной ценности понижается | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
46. | Даже очень плохие, отвратительные ситуации, в которых человек терпит неудачу, лишается денег или работы, не являются ужасными | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
47. | Есть несколько существенных причин, почему я не должен делать ошибок в школе или на работе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
48. | Несомненно, что члены моей семьи должны лучше обо мне заботиться, чем они это иногда делают | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
49. | Даже если мои друзья ведут себя иначе, чем я от них ожидаю, я продолжаю к ним относиться с пониманием и принятием | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
50. | Важно учить детей тому, чтобы они были «хорошими мальчиками» и «хорошими девочками»: прилежно учились в школе и зарабатывали одобрение своих родителей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Скачать бланк с вопросами методики диагностики иррациональных убеждений А.Эллиса
Обработка и интерпретация результатов:
В данной методике 6 шкал, из них 4 шкалы – основные и соответствуют 4 группам иррациональных установок мышления, выделенным А.Элиссом: «катастрофизация», «долженствование в отношении себя», «долженствование в отношении других» и «оценочная установка».
Шкала «катастрофизации» отражает восприятие людьми различных неблагоприятных событий. Низкий балл по этой шкале свидетельствует о том, что человеку свойственно оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое, в то время как высокий балл говорит об обратном.
Показатели шкал «долженствование в отношении себя» и «долженствование в отношении других» указывает на наличие либо отсутствие чрезмерно высоких требований к себе и к другим.
«Оценочная установка» показывает то, как человек оценивает себя и других. Наличие такой установки может свидетельствовать о том, что человеку свойственно оценивать не отдельные черты или поступки людей, а личность в целом.
Другие 2 шкалы – оценка фрустрационной толерантности личности, которая отражает степень переносимости различных фрустраций (т.е. показывает уровень стрессоустойчивости), и общая оценка степени рациональности мышления. Полученные данные сверяются с ключом, затем высчитываются средние показатели по методу Спирмена. Чем выше полученный балл по каждой шкале, тем рациональнее человек, и наоборот.
Ключ: По каждому типу установок подсчитывается суммарный балл соответственно ключу. Если данный пункт отмечен буквой R, то шкала меняет значения на противоположные.
Катастрофизация | Долженствование в отношении себя | Долженствование в отношении других | Низкая фрустрационная толерантность | Самооценка |
1. R | 2. | 3. | 4. R | 5. |
6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
11. | 12. | 13. R | 14. | 15. |
16. | 17. R | 18. | 19. | 20. R |
21. | 22. R | 23. | 24. | 25. R |
26. R | 27. | 28. R | 29. | 30. |
31. | 32. | 33. | 34. R | 35. |
36. | 37. | 38. R | 39. | 40. |
41. | 42. R | 43. | 44. | 45. |
46. R | 47. | 48. | 49. R | 50. |
Например, по шкале долженствование в отношении себя суммарный балл подсчитывается следующим образом:
Пункты 17,22,42 | значения по шкале | 1 2 3 4 5 6 |
оценка | 6 5 4 3 2 1 | |
Пункты 2,7,12,27,32,37,47 | значения по шкале | 1 2 3 4 5 6 |
оценка | 1 2 3 4 5 6 |
Отсутствие иррациональной установки — более 45
Наличие иррациональной установки — 30-45
Выраженное наличие иррациональной установки — менее 30
Источник: Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. – СПб.: «Питер», 2008. – с. 201-205