Цвето-рисуночный тест предназначен для диагностики психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности. Тест имеет высокие корреляты с референтными методиками диагностики психических состояний: тестом Люшера, методикой Лутошкина. Он доступен и удобен в применении как учителем в процессе обучения, так и психологом в условиях психологического консультирования.
Необходимые материалы:
- лист белой бумаги для каждого испытуемого (на листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50 х 50 мм. (правая сторона будет предназначена для рисунка);
- цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый.
Процедура проведения:
Инструкция №1:
«Ребята! Перед каждым из вас лежит листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше состояние, т.е. то состояние, которое вы в данный момент испытываете (для учащихся 1-Х классов термин «состояние» можно заменить словом «настроение»). Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цветами.»
При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонталью и перпендикуляром к ней на три части и т.д.). Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснить индивидуально.
После того как школьники справится с заданием, экспериментатор дает инструкцию №2:
«Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, ваш класс, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например, цветок, мяч, солнце, дождь и т.д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок)- Рисовать нужно на правой стороне листа.»
Время для проведения теста не должно ограничиваться!
Ключ к обработке результатов:
Цвет в квадрате | Рисунок | Состояние |
Красный | Тетрадь, парта, класс, доска и другие школьные атрибуты | Активация |
Красный, сочетание красного и желтого | Радуга, Новый год, елка, торт, мороженое, конфеты, подарок, горка, «5», солнце, воздушные шары | Радость |
Зеленый | Светофор, машина, телевизор, беговая дорожка, жонглер в цирке, классная доска | Внимание, сосредоточенность (в 1 классе это состояние может быть изображено красным) |
Розовый | Робот, компьютер, машина, принцесса, кукла | Мечтательность, мечтание, фантазирование |
Черный | Дождь, клякса, ребенок спит за партой | Утомление, усталость |
Оранжевый | Цветы, дети играют, животные, ребенок помогает старушке | Дружелюбие, доброжелательность |
Желтый | Разбитая ваза, ребенок с учительницей, мамой | Искренность |
Голубой | Душ, бассейн, море | Бодрость |
Синий | Скакалка, волейбол, футбол, поднятая рука | Азарт |
Синий | Дети с учительницей, со старшими | Уважение |
Коричневый | Поле, скорая помощь, могилка, ребенок упал, мама гладит по голове ребенка | Сочувствие, сострадание |
В таблице представлены не все, а только основные психические состояния детей мл. школьного возраста, отмеченные как наиболее часто встречающиеся в учебной деятельности (объем выборки более 1000 чел.).
При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном психическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном.
Источник: «Методики диагностики и измерения психических состояний личности»/ Автор и составитель А.О.Прохоров. — М.: ПЕР СЭ, 2004 год.
Актуальность исследования психических состояний младших школьников определяется теоретической значимостью этой проблемы для педагогической и возрастной психологии, а также практическими задачами, связанными с вопросами обучения, воспитания и развития младших школьников.
Изучить особенности взаимоотношений психических состояний и психологических свойств личности младших школьников в учебной деятельности.
Разработана методика диагностики психических состояний младших школьников в учебной деятельности. Основаниями методики явились типичные ^ состояния, характерные для младших школьников в учебной деятельности, сформированный к младшему школьному возрасту вид деятельности — рисование , а также цветопись. I Р Р
Изучить особенности взаимоотношений психических состояний и психологических свойств личности младших школьников в учебной деятельности.
Позиции специалистов по проблеме психических состояний и соответствующие им определения можно свести к одному из трех направлений. В рамках первого направления психическое состояние рассматривается как совокупность показателей психической сферы человека, характеризующих личность в данный момент времени.
Разработана методика диагностики психических состояний младших школьников в учебной деятельности. Основаниями методики явились типичные ^ состояния, характерные для младших школьников в учебной деятельности, сформированный к младшему школьному возрасту вид деятельности — рисование , а также цветопись. I Р Р
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что психические состояния младших школьников характеризуются специфической феноменологией, проявление которой обусловлено учебной деятельностью, психическими процессами и психологическими качествами развивающейся личности.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что психические состояния младших школьников характеризуются специфической феноменологией, проявление которой обусловлено учебной деятельностью, психическими процессами и психологическими качествами развивающейся личности.
Младший школьный возраст — это возраст 6 -11-летних детей, обучающихся в 1-4х классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.