Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности у дошкольников). Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.
Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Взять стимульный материал к методике Паровозик (в формате docx).
Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.». Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
Фиксируются:
Позиция вагончика | Комментарии, высказывания ребенка | Выводы |
Обработка данных.
1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью; красный, желтый, зеленый — на шестую.
2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую; красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий — на восьмую.
3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую; красный, желтый, зеленый — на восьмую позицию.
Таблица (для упрощения обработки)
1 балл | Цвет | Позиция |
Фиолетовый | 2 | |
Чёрный | 3 | |
Серый | 3 | |
Коричневый | 3 | |
Красный | 6 | |
Желтый | 6 | |
Зеленый | 6 |
2 балла | Цвет | Позиция |
Фиолетовый | 1 | |
Чёрный | 2 | |
Серый | 2 | |
Коричневый | 2 | |
Красный | 7 | |
Желтый | 7 | |
Зеленый | 7 | |
Синий | 8 |
3 балла | Цвет | Позиция |
Чёрный | 1 | |
Серый | 1 | |
Коричневый | 1 | |
Синий | 7 | |
Красный | 8 | |
Желтый | 8 | |
Зеленый | 8 |
Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается:
- менее 3-х, то психическое состояние оценивается как позитивное;
- 4-6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс);
- при 7 — 9 баллах — как НПС средней степени;
- больше 9 баллов — НПС высокой степени.
Взять стимульный материал к методике Паровозик (в формате pdf).
Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.
Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять в лучшую сторону дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения личности.