Методика позволяет выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку.
Возраст: от 2.5 до 7 лет.
Необходимые материалы:
- предварительно изготовленная сердцевина цветка — белого цвета;
- предварительно изготовленные разноцветные лепестки красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов (цвета ТЦВ Люшера).
Скачать карточки цветов восьмицветового теста Люшера в формате .pdf
(после распечатки на принтере их можно вырезать в форме лепестков)
Исследование проводится на белом фоне в форме игры-беседы.
Психологу необходимо наладить доверительный контакт с ребёнком, узнать о значимых взрослых из его окружения (или иметь список взрослых, полученный в беседе с родителем/заместителем родителя), погрузить ребёнка в игровую ситуацию и дать следующую инструкцию.
Инструкция: «Выбери лепесток, который ты отдашь маме, папе и т.д.».
Можно предложить выбрать лепесток для себя. Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, рубашки и т.д. человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему.
Данные заносятся в таблицу:
№ | Цвет лепестка | Адресат | Комментарии ребенка | Вывод |
Обработка и интерпретация полученных результатов:
Анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи. Необходимо учитывать, что не все цвета могут быть использованы ребенком.
Содержательные характеристики цветов:
Цвет | Характеристика |
Желтый | «Близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета:эмоциональная зависимость. |
Красный | «Активное взаимодействие». Веселый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности. |
Голубой | «Рядом, но не всегда вместе». Нежелание конфликта с этим человеком.Совместные игры, интересы. |
Зеленый | «Надежда и опора». Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты. |
Фиолетовый | Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный членсемьи, не обладающий авторитетом. «Пустое место». |
Коричневый | Отстраненный член семьи. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывающий ребенка. |
Серый | Неэмоционален, угнетает активность ребенка, придирчив к нему. Самолюбив, критичен. |
Черный | Агрессивный. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны,оскорбления. Устойчивый конфликт между ребенком и данным лицом. |
Скачать карточки цветов восьмицветового теста Люшера в формате .pdf
Источник: «Методики диагностики и измерения психических состояний личности»/ Автор и составитель А.О.Прохоров. — М.: ПЕР СЭ, 2004 год.