Опросник «Взаимодействие родитель — ребенок» (И.М. Марковская) позволяет изучить детско-родительские отношения и взаимодействие. Отличие опросника от других, подобных — наличие двух форм опросника — для родителей и для детей (подростков).
Описание методики
Опросник взаимодействия родитель-ребёнок имеет три формы: одну детскую (подростковый вариант) и две взрослые (для родителей дошкольников и младших школьников и родителей подростков), по 60 вопросов в каждой. В варианте для родителей дошкольников и младших школьников некоторые вопросы были изменены (они непригодны для детей этого возраста).
Время проведения 20-25 минут.
С помощью опросника психолог консультант может в сжатые сроки получить важную информацию о характере взаимодействия и воспитания в семье и наглядно продемонстрировать родителям и подростку разность представлений о существующих в семье отношениях.
Опросник ВРР И.М. Марковской прошёл оценку валидности и надежности, что говорит о его научности.
Процедура обследования: После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание.
Инструкция:
- (для родителя) Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.
- (для подростка) Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М – для матери, под буквой О – для отца.
Перечень вопросов
В каждой форме по 60 вопросов на которые надо ответить «да» или «нет». Ниже представлены для ознакомления все три варианта. Нажмите на плюс в кружочке, чтобы посмотреть.
Форма опросника для подростка
1 | Если уж он (а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого. |
2 | Он (а) всегда наказывают меня за мои плохие поступки. |
3 | Я редко говорю ему (ей), куда иду и когда вернусь. |
4 | Он (а) считает меня вполне самостоятельным человеком. |
5 | Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит. |
6 | Он (а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни. |
7 | Он (а) чаще замечает во мне недостатки, чем достоинства. |
8 | Он (а) часто поручает мне важные и трудные дела. |
9 | Нам трудно достичь взаимного согласия. |
10 | Иногда он (а) может разрешить то, что еще вчера запрещал (а). |
11 | Я всегда учитываю его (ее) точку зрения. |
12 | Я бы хотел (а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как я к нему (к ней). |
13 | Я редко делаю с первого раза то, о чем он (а) меня просит. |
14 | Он (а) меня редко ругает. |
15 | Он (а) старается контролировать все мои действия и поступки. |
16 | Считает, что главное — это слушаться его (ее). |
17 | Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (ней). |
18 | Он (а) не разделяет моих увлечений. |
19 | Он (а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы. |
20 | Он (а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной. |
21 | Он (а) часто идет у меня на поводу. |
22 | Никогда не скажешь наверняка, как он (а) отнесется к моим словам. |
23 | Могу сказать, что он (а) для меня авторитетный человек. |
24 | Мне нравятся наши с ней (ним) отношения. |
25 | Дома он (а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей. |
26 | Бывает, что он (а) применяет ко мне физические наказания. |
27 | Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он (а). |
28 | Считает, что он (а) лучше знает, что мне нужно. |
29 | Он (а) всегда мне сочувствует. |
30 | Мне кажется, он (а) меня понимает. |
31 | Он (а) хотела бы многое во мне изменить. |
32 | При принятии семейных решений он (а) всегда учитывает мое мнение. |
33 | Он (а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями. |
34 | Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать. |
35 | Он (а) является для меня эталоном и примером во всем. |
36 | Я считаю, что он (а) правильно воспитывает меня. |
37 | Он (а) предъявляет ко мне много требований. |
38 | По характеру он (а) мягкий человек. |
39 | Обычно он (а) мне позволяет возвращаться домой, когда я захочу. |
40 | Он (а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни. |
41 | Он (а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки. |
42 | Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер. |
43 | Он (а) часто критикует меня по мелочам. |
44 | Он (а) всегда с готовностью меня выслушивает. |
45 | Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам. |
46 | Он (а) наказывает меня за такие поступки, как совершает сам (а). |
47 | Я разделяю большинство его (ее) взглядов. |
48 | Я устаю от повседневного общения с ним (ней). |
49 | Он (а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется. |
50 | Он (а) прощает мне то, за что другие наказали бы. |
51 | Он (а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и тп. |
52 | Я не советуюсь с ним (ней), с кем мне дружить. |
53 | Могу сказать, что он (а) – самый близкий мне человек. |
54 | Он (а) все время высказывает недовольство мной. |
55 | Думаю, он (а) приветствует мое поведение. |
56 | Он (а) принимает участие в делах, которые придумываю я. |
57 | Мы по-разному с ним (ней) представляем мою будущую жизнь. |
58 | Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу. |
59 | Мне хотелось бы быть похожим на него (нее). |
60 | Я хочу, чтобы он (а) всегда относился (лась) ко мне так же, как сейчас. |
Форма опросника для родителей подростков
1 | Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого. |
2 | Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки. |
3 | Он (а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется. |
4 | Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком. |
5 | Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (с ней) происходит. |
6 | Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни. |
7 | Я говорю ему (ей) чаще о его (ее) недостатках, чем о достоинствах. |
8 | Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела. |
9 | Нам трудно достичь взаимного согласия. |
10 | Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал (а). |
11 | Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения. |
12 | Я бы хотел (а), чтобы он (а) относился (лась) к своим детям так же, как я к нему (к ней). |
13 | Он (а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу. |
14 | Я его (ее) очень редко ругаю. |
15 | Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки. |
16 | Считаю, что для него (нее) главное – это слушаться меня. |
17 | Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной. |
18 | Я не разделяю его (ее) увлечений. |
19 | Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы. |
20 | Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней). |
21 | Я часто иду у него (нее) на поводу. |
22 | Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней). |
23 | Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек. |
24 | Мне нравятся наши с ней (ним) отношения. |
25 | Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей. |
26 | Приходится применять к нему (ней) физические наказания. |
27 | Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (а) не хочет. |
28 | Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно. |
29 | Я всегда сочувствую своему ребенку. |
30 | Мне кажется, я его (ее) понимаю. |
31 | Я хотел (а) бы в нем (ней) многое изменить. |
32 | При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнения. |
33 | Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями. |
34 | Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным. |
35 | Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем. |
36 | Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь). |
37 | Я предъявляю к нему (ней) много требований. |
38 | По характеру я мягкий человек. |
39 | Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он (а) хочет. |
40 | Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни. |
41 | Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки. |
42 | Мне нравится его (ее) характер. |
43 | Я часто критикую его (ее) по мелочам. |
44 | Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю. |
45 | Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам. |
46 | Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сама. |
47 | Он (а) разделяет большинство моих взглядов. |
48 | Я устаю от повседневного общения с ней (ним). |
49 | Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет. |
50 | Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказывали бы. |
51 | Мне хотелось бы знать о нем (о ней) все: о чем он (а) думает, как относится к своим друзьям и т.д. |
52 | Он (а) не советуется со мной, с кем ему (ей) дружить. |
53 | Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек. |
54 | Я приветствую его (ее) поведение. |
55 | Я часто выказываю свое недовольство им (ей). |
56 | Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а). |
57 | Мы по-разному представляем с ним (ней) его (ее) будущую жизнь. |
58 | Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же. |
59 | Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня. |
60 | Я хочу, чтобы он (а) всегда относился (лась) ко мне так же, как сейчас. |
Форма опросника для родителей дошкольников и младших школьников
1 | Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого. |
2 | Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки. |
3 | Он (а) сам (а) обычно решает, какую одежду надеть. |
4 | Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра. |
5 | Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит. |
6 | Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни. |
7 | Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится. |
8 | Часто мы совместно справляемся с домашней работой. |
9 | Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка. |
10 | Я чувствую, что непоследователен (льна) в своих требованиях. |
11 | В нашей семье часто бывают конфликты. |
12 | Я бы хотел (а), чтобы он (а) воспитал (а) своих детей так же, как я его (ее). |
13 | Он (а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу. |
14 | Я его (ее) очень редко ругаю. |
15 | Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки. |
16 | Считаю, что для него (нее) главное – это слушаться меня. |
17 | Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной. |
18 | Я не разделяю его (ее) увлечений. |
19 | Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы. |
20 | Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней). |
21 | Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное. |
22 | Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней). |
23 | Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали. |
24 | Мне нравятся наши с ним (ней) отношения. |
25 | Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей. |
26 | Приходится применять к нему (ней) физические наказания. |
27 | Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (а) не хочет. |
28 | Думаю, я лучше него (нее) знаю, что ему (ей) нужно. |
29 | Я всегда сочувствую своему ребенку. |
30 | Мне кажется, я его (ее) понимаю. |
31 | Я бы хотел (а) в нем (в ней) многое изменить. |
32 | При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение. |
33 | Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа). |
34 | Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным. |
35 | Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т.п.) начинает упрекать меня в излишней строгости. |
36 | Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь). |
37 | Я предъявляю к нему много требований. |
38 | По характеру я мягкий человек. |
39 | Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома. |
40 | Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни. |
41 | Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки. |
42 | Мне нравится его (ее) характер. |
43 | Я часто критикую его (ее) по мелочам. |
44 | Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю. |
45 | Считаю, что мой долг – оградить его (ее) от всяких опасностей. |
46 | Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам (а). |
47 | Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи. |
48 | Я устаю от повседневного общения с ним (ней). |
49 | Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет. |
50 | Я прощаю ему (ей) то, за что других наказали бы. |
51 | Мне хотелось бы знать о нем (ней) все: о чем он (а) думает, как относится к своим друзьям и т.д. |
52 | Он (а) сам (а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время. |
53 | Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек. |
54 | Я приветствую его (ее) поведение. |
55 | Я часто высказываю свое недовольство им (ею). |
56 | Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а). |
57 | Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее). |
58 | Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же. |
59 | Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т.п.) специально говорит наоборот. |
60 | Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых. |
Опросник Взаимодействие родитель-ребенок (ВРР) И.М.Марковской скачать (в архиве в удобном виде варианты опросника для родителей младших школьников и подростков, форма опросника для подростков, бланки для ответов, ключ для обработки результатов)
Обработка результатов
Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается, прямые это утверждения или обратные. Обратные утверждения переводятся так: ответы(баллы) 1(5) 2(4) 3(3) 4(2) 5(1). В бланке-ключе обратные вопросы обозначены звездочками.
Шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений (а не по 5, как в остальных), по этому арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на 2. Суммарная оценка выводится в последний столбец регистрационного бланка.
Описание шкал методики
Вопросы распределены по 10 шкалам. В форме опросника для родителей дошкольников и младших школьников заменены две шкалы опросника (7 и 9). Это связано с отсутствием формы опросника для детей, так как детям практически невозможно в таком возрасте отвечать на вопросы связанные с родительским отношением.
1. Нетребовательность – требовательность.
Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.
2. Мягкость – строгость.
По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3. Автономность – контроль.
Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности. Низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4. Эмоциональная дистанция – близость.
Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться с ними самым сокровенным и важным. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
5. Отвержение – принятие.
Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
6. Отсутствие сотрудничества – сотрудничество.
Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7. Несогласие – согласие. (Тревожность за ребенка - в варианте для мл.школьников)
Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника — детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
8. Непоследовательность – последовательность.
Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т. д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п.
9. Авторитетность родителя. (Воспитательная конфронтация в семье - в варианте для мл.школьников)
Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом. Поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности—негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей 10-й шкале.
10. Удовлетворительность отношениями с ребенком (родителем).
По данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
Скачать опросник (в архиве в удобном виде варианты опросника для родителей младших школьников и подростков, форма опросника для подростков, бланки для ответов, ключ для обработки результатов)
Источник: Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми». — СПб.: Речь, 2005.