Методику «Дерево» (автор Д.Лампен) адаптировал Л.П. Пономаренко. Она может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.
Содержание методики (её ещё называют «Дерево с человечками»):
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок).
Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. (когда берешь у ребёнка лист с выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»).
Инструкция дается в следующей форме:
«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».
Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.
В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
Интерпретация результатов:
Интерпретация результатов методики дерево с человечками проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.
Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
А здесь можете взять диагностический бланк с человечками без подписей.
Или скачать компьютерную версию теста «Дерево с человечками».
№ позиции фигурки |
Характеристика |
1, 3, 6, 7 |
характеризует установку на преодоление препятствий |
2, 11, 12, 18, 19 |
общительность, дружескую поддержку |
4 |
устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности) |
5 |
утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость |
9 |
мотивация на развлечения |
13, 21 |
отстраненность, замкнутость, тревожность |
8 |
отстраненность от учебного процесса, уход в себя |
10, 15 |
комфортное состояние, нормальная адаптация |
14 |
кризисное состояние, «падение в пропасть» |
20 |
часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство. |
По результатам проведения методики «Дерево» в классе, можно составить диаграмму, где наглядно отобразится ситуация адаптированности детей к обучению в классе.
Купить и скачать диагностический бланк с человечками без подписей.
Диаграмма «Напоминание себя» Диаграмма «Желание быть похожим»
Источник в печати: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.
замечательно! Спасибо!
Методика Дерево Л.П. Пономаренко может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.
Не все позиции фигурок расписаны. Например, нет №16,17…
«Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.» Из этого описания, данного в тексте статьи можно косвенно понять, что 16 — человек,на котором «едут», а 17 — человек склонный к облегчению учебной жизни «за счёт другого». Но, как замечено в тексте, при выборе этих позиций, лучше уточнять, как их понимает ученик. Спасибо за внимательность, добавлю эти интерпретации непосредственно в таблицу 🙂
Очень интересно. Спасибо.