Стимульный материал в психологии

Немного подумав, решил сделать отдельную страницу, где обобщу своё понимание того, что такое стимульный материал в психологии и зачем он нужен в психологической диагностике.

Что такое стимульный материал для практического психолога

Как подсказывает энциклопедия 1

ТЕСТА СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ – объекты живой и неживой природы, искусственно созданные объекты их изображения разной степени точности, цвета, слова, звуки и символы, выступающие в качестве заданий психологических тестов [10, c. 327].

Если говорить более простым и конкретным языком, то СМ для практического психолога это картинки с изображениями, бланки с тестовыми вопросами, пластилин, глина, кисти, краски, листы белой и/или окрашенной бумаги разного формата, необходимые для выполнения заданий и используемые испытуемым в ходе диагностического обследования.

Любая психологическая диагностика имеет СМ – как минимум это письменные вопросы теста или устные вопросы психолога.

Функция стимульного материала в тесте – вызвать реакцию на определенный стимул (картинку, вопрос, цвет, форму) и затем проанализировать и интерпретировать полученные от испытуемого ответы.  Таким образом, в психологии практически всё, что побуждает испытуемого раскрывать в явной или образной форме свой внутренний мир является стимульным материалом.

Для проведения конкретных психологических диагностик и получения корректных результатов по ним, необходимо использовать СМ, как можно более похожий на материал используемый автором диагностики, если мы говорим о изображениях и рисунках. Если мы говорим о тестах, то они, как минимум, должны быть без ошибок в тексте вопросов и ошибок в расшифровке ключа.

Вербальный стимульный материал

Вербальный (словесный) стимульный материал это задания представленные в языковой форме  (например, слова, высказывания, тексты). Испытуемому надо установить ассоциативные, логические или функциональные связи в стимулах (фразы, слова, предложения и т.п.), которые представлены с помощью языковой формы (а не в наглядно-конкретном виде).

Стимульный материал в невербальных тестах

В тестах для диагностики дошкольников часто используют задания, где стимульный материал представлен в наглядной или предметной формах (такие тесты называют невербальными). К наглядным СМ относятся рисунки, графические изображения, чертежи. К предметным – кубики, части объектов (например, части пазла) и пр. К таким тестам обычно идёт простая и короткая инструкция. Для выполнения таких заданий не обязательно уметь читать (иногда даже говорить не обязательно).

На этой странице я предлагаю ссылки на материалы со всех статей блога, а также ссылки на материалы, которые уже готовы, но статьи про них ещё не написаны.

ВАЖНО! Использование качественных СМ стало одним из главных принципов моей работы, когда я в сборниках тестов встретил ошибки в вопросах (и даже заданиях) и некачественные стимульные материалы для невербальных тестах . Одной из целей создания этого блога была цель дать возможность моим коллегам (будущим в том числе) тоже пользоваться качественным СМ. По этому прошу, если вам оказался полезным мой блог, поделитесь ссылкой с коллегами или напишите пару строк мне через форму обратной связи о том, как можно блог улучшить (и что ещё можно разместить).

Что разработано и можно скачать из статей блога Стимульный материал уже можно скачать, но статей про методики в блоге ещё нет

Буду рад, если выскажете свои мысли и пожелания по поводу разбивки СМ по разделам.

1 “Современный образовательный процесс: основные понятия и термины.” — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.