Корректурная проба (тест Бурдона).

Метод «Корректурная проба» для исследования внимания впервые был предложен Б. Бурдоном в 1895 году. Корректурная проба, предложенная Бурдоном состоит из нескольких тестов различного характера. Здесь вашему вниманию предложен только один вариант. Методика предназначена для оценки объема, концентрации и устойчивости внимания. Применяя тест для взрослых, необходимо провести предварительную беседу с испытуемым — многие заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной систем и т.д., снижают возможность концентрации.

Разработанный Бурдоном бланк представлял собой ряды букв русского алфавита.  Испытуемый, просматривая бланк, ряд за рядом, отыскивает буквы «к» и «р» и должен вычёркивать их. Задание нужно выполнять быстро и точно.

Применять методику можно для взрослых и для детей.

Однако, в случае работы с детьми, более подходящей является разновидность методики «Кольца Ландольта», поскольку, дошкольникам легче работать с рисунком, чем с буквами.

Оборудование:

  • стандартный бланк теста «Корректурная проба»;

На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р». Всего 2000 знаков, по 50  букв в каждой строчке.

  • секундомер.

Скачать бланк теста «Корректурная проба».

Процедура проведения:

Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, в готовности испытуемого начать исследование. Атмосфера исследования должна быть доброжелательной и комфортной, чтобы у испытуемого не создалось впечатления, что его экзаменуют. Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: «Черта!» — он должен поставить вертикальную черту в том месте строки, где его застала команда. Последней считается буква, зачеркнутая перед (или с) последними словами «Черта». Проведение методики занимает 10 минут.

Как правило, за это время, в норме, обычный человек делает 10-15 ошибок.

Инструкция: «Последовательно рассматривая строки, вычеркивайте буквы «к» и «р». Когда я скажу:»Черта!», Вы должны провести вертикальную черту в том месте бланка, где в этот момент находитесь.

Обработка и интерпретация результатов теста корректурная проба:

При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с ключом к тесту и заполняет соответствующие графы в протоколе.

Обработка:

Расчет продуктивности внимания: количество просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле: К = m:n x 100 % , где К — точность, n — количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m — количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Возраст ______________ Пол __________ Дата __________________
Показатели                                                     Результаты

     Продуктивность     Точность     Продуктивность     Точность
 знаки  баллы % баллы  знаки баллы % баллы
менее 1010  1 менее 70  1 2660-2825  16 84-85  12
1010-1175  3  70-72  2 2825-2990  17  85-87  13
1175-1340  5   72-73  3 2990-3155  18  87-88  14
1340-1505  7  73-74  4 3155-3320  19  88-90  15
1505-1670  9   74-76  5  3320-3485  20  90-91  16
1670-1835  10  76-77  6 3485-3650  21  91-92  17
1835-2000  11  77-79  7 3650-3815  22  92-94  18
2000-2165  12  79-80  8 3815-3980  23  94-95  20
2165-2330  13  80-81  9 3980-4145  24  95-96  22
2330-2495  14  81-83  10 4145-4310  25  96-98  24
2495-2660  15  83-84  11 более 4310  26  более 98  26

Далее рассчитывается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле: А = В + С, где В и С ‑ балльные оценки продуктивности и точности соответственно.

Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания шкальные оценки по следующей  таблице.

Таблица перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки

Шкальныеоценки  Устойчивостьвнимания   Переключениевнимания  Объемвнимания Шкальныеоценки  Устойчивостьвнимания Переключениевнимания Объемвнимания
19 более 50 более 217  менее 115  9  25-27  172-181  216-235
18  8  23-24  158-171  236-265
17 48-49  214-216  116-125  7  20-22  149-157  266-295
16 46-47  211-213  126-135  6  16-19  142-148  296-335
15 44-45  208-210  136-145  5  14-15  132-141  336-375
14 39-43  205-209  146-155  4  12-13  122-131  376-405
13 36-38  201-204  156-165  3  9-11  114-121  406-455
12 34-35  195-200  166-175  2  —  110-113  —
11 31-33  189-194  176-185  1  —  —  —
10 28-30  182-188  186-195  0  менее  9  менее 109  более 456

Шкальная оценка (ШО) интерпретируется следующим образом:
ШО Характеристика уровня устойчивости внимания
0-3 Низкая устойчивость внимания
4-7 Ниже среднего устойчивость внимания
8-11 Средняя устойчивость внимания
12-15 Выше среднего устойчивость внимания
16-19 Высокая устойчивость внимания

Коротко обобщим алгоритм:

1. По формуле К = (М/Н) x 100 % оцениваем точность выполненной работы.
В формуле М — количество правильно вычеркнутых за время работы букв;
Н — количество букв, которые необходимо было  вычеркнуть.
2. По таблице  показатель К переводим в балльную оценку точности — критерий С.
3. Вычисляем интегральный показатель устойчивости внимания  (А) по формуле А=В+С.
По таблице переводим показатель А в шкальную оценку.

Источник:

3 комментариев к “Корректурная проба (тест Бурдона).

  1. Диапазон применения корректурной пробы очень широк – со дошкольного возраста  и до пенсионного.

  2. не понимаю, почему в бланке пробы нет буквы «р», а по заданию она должна быть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.