Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников (авторы А.О. Прохоров, Г.Н. Генинг).

Цвето-рисуночный тест предназначен для диагностики психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности. Тест имеет высокие корреляты с референтными методиками диагностики психических состояний: тестом Люшера, методикой Лутошкина. Он доступен и удобен в применении как учителем в процессе обучения, так и психологом в условиях психологического консультирования. 

Необходимые материалы:

  • лист белой бумаги для каждого испытуемого (на листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50 х 50 мм. (правая сторона будет предназначена для рисунка);
  • цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый.

Процедура проведения:

Инструкция №1:

“Ребята! Перед каждым из вас лежит листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше состояние, т.е. то состояние, которое вы в данный момент испытываете (для учащихся 1-Х классов термин «состояние» можно заменить словом «настроение»). Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цветами.”

При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонталью и перпендикуляром к ней на три части и т.д.). Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснить индивидуально.

После того как школьники справится с заданием, экспериментатор дает инструкцию №2:

“Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, ваш класс, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например, цветок, мяч, солнце, дождь и т.д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок)- Рисовать нужно на правой стороне листа.”

Время для проведения теста не должно ограничиваться!

Ключ к обработке результатов:

Цвет в квадрате Рисунок Состояние
Красный Тетрадь, парта, класс, доска и другие школьные атрибуты Активация
Красный, сочетание красного и желтого Радуга, Новый год, елка, торт, мороженое, конфеты, подарок, горка, «5», солнце, воздушные шары Радость
Зеленый Светофор, машина, телевизор, беговая дорожка, жонглер в цирке, классная доска Внимание, сосредоточенность (в 1 классе это состояние может быть изображено красным)
Розовый Робот, компьютер, машина, принцесса, кукла Мечтательность, мечтание, фантазирование
Черный Дождь, клякса, ребенок спит за партой Утомление, усталость
Оранжевый Цветы, дети играют, животные, ребенок помогает старушке Дружелюбие, доброжелательность
Желтый Разбитая ваза, ребенок с учительницей, мамой Искренность
Голубой Душ, бассейн, море Бодрость
Синий Скакалка, волейбол, футбол, поднятая рука Азарт
Синий Дети с учительницей, со старшими Уважение
Коричневый Поле, скорая помощь, могилка, ребенок упал, мама гладит по голове ребенка Сочувствие, сострадание

В таблице представлены не все, а только основные психические состояния детей мл. школьного возраста, отмеченные как наиболее часто встречающиеся в учебной деятельности (объем выборки более 1000 чел.).

При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном психическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном.

Источник: “Методики диагностики и измерения психических состояний личности”/ Автор и составитель А.О.Прохоров. — М.: ПЕР СЭ, 2004 год.

9 комментариев к “Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников (авторы А.О. Прохоров, Г.Н. Генинг).

  1. Актуальность исследования психических состояний младших школьников определяется теоретической значимостью этой проблемы для педагогической и возрастной психологии, а также практическими задачами, связанными с вопросами обучения, воспитания и развития младших школьников.

  2. Изучить особенности взаимоотношений психических состояний и психологических свойств личности младших школьников в учебной деятельности.

  3. Разработана методика диагностики психических состояний младших школьников в учебной деятельности. Основаниями методики явились типичные ^ состояния, характерные для младших школьников в учебной деятельности, сформированный к младшему школьному возрасту вид деятельности – рисование , а также цветопись. I Р Р

  4. Изучить особенности взаимоотношений психических состояний и психологических свойств личности младших школьников в учебной деятельности.

  5. Позиции специалистов по проблеме психических состояний и соответствующие им определения можно свести к одному из трех направлений. В рамках первого направления психическое состояние рассматривается как совокупность показателей психической сферы человека, характеризующих личность в данный момент времени.

  6. Разработана методика диагностики психических состояний младших школьников в учебной деятельности. Основаниями методики явились типичные ^ состояния, характерные для младших школьников в учебной деятельности, сформированный к младшему школьному возрасту вид деятельности – рисование , а также цветопись. I Р Р

  7. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что психические состояния младших школьников характеризуются специфической феноменологией, проявление которой обусловлено учебной деятельностью, психическими процессами и психологическими качествами развивающейся личности.

  8. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что психические состояния младших школьников характеризуются специфической феноменологией, проявление которой обусловлено учебной деятельностью, психическими процессами и психологическими качествами развивающейся личности.

  9. Младший школьный возраст – это возраст 6 -11-летних детей, обучающихся в 1-4х классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.