Методика “Паровозик” (Велиева С.В.)

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности у дошкольников). Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.

Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Взять стимульный материал к методике Паровозик (в формате docx).

Инструкция: “Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.”. Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются:

Позиция вагончика Комментарии, высказывания ребенка Выводы

Обработка данных.

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый – на вторую; красный, желтый, зеленый – на седьмую, синий – на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий – на седьмую; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.

Таблица (для упрощения обработки)

1 балл Цвет Позиция
Фиолетовый 2
Чёрный 3
Серый 3
Коричневый 3
Красный 6
Желтый 6
Зеленый 6
2 балла Цвет Позиция
Фиолетовый 1
Чёрный 2
Серый 2
Коричневый 2
Красный 7
Желтый 7
Зеленый 7
Синий 8
3 балла Цвет Позиция
Чёрный 1
Серый 1
Коричневый 1
Синий 7
Красный 8
Желтый 8
Зеленый 8

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается:

  • менее 3-х, то психическое состояние оценивается как позитивное;
  • 4-6 баллах – как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс);
  • при 7 – 9 баллах – как НПС средней степени;
  • больше 9 баллов – НПС высокой степени.

Взять стимульный материал к методике Паровозик (в формате pdf).

Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.

Один комментарий к “Методика “Паровозик” (Велиева С.В.)

  1. Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять в лучшую сторону дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения личности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.