Опросник «Взаимодействие родитель—ребенок» (ВРР) (И.М. Марковская)

Опросник “Взаимодействие родитель – ребенок” (И.М. Марковская) позволяет изучить детско-родительские отношения и взаимодействие. Отличие опросника от других, подобных – наличие двух форм опросника – для родителей и для детей (подростков).

Описание методики

Опросник взаимодействия родитель-ребёнок имеет три формы: одну детскую (подростковый вариант) и две взрослые (для родителей дошкольников и младших школьников и родителей подростков), по 60 вопросов в каждой. В варианте для родителей дошкольников и младших школьников некоторые вопросы были изменены (они непригодны для детей этого возраста).

Время проведения 20-25 минут.

С помощью опросника психолог консультант может в сжатые сроки получить важную информацию о характере взаимодействия и воспитания в семье и наглядно продемонстрировать родителям и подростку разность представлений о существующих в семье отношениях.

Опросник ВРР И.М. Марковской прошёл оценку валидности и надежности, что говорит о его научности.

Процедура обследования: После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание.

Инструкция:

  • (для родителя) Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.
  • (для подростка) Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М – для матери, под буквой О – для отца.

Перечень вопросов

В каждой форме по 60 вопросов на которые надо ответить “да” или “нет”. Ниже представлены для ознакомления все три варианта. Нажмите на плюс в кружочке, чтобы посмотреть.

Форма опросника для подростка
1Если уж он (а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.
2Он (а) всегда наказывают меня за мои плохие поступки.
3Я редко говорю ему (ей), куда иду и когда вернусь.
4Он (а) считает меня вполне самостоятельным человеком.
5Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.
6Он (а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.
7Он (а) чаще замечает во мне недостатки, чем достоинства.
8Он (а) часто поручает мне важные и трудные дела.
9Нам трудно достичь взаимного согласия.
10Иногда он (а) может разрешить то, что еще вчера запрещал (а).
11Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.
12Я бы хотел (а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как я к нему (к ней).
13Я редко делаю с первого раза то, о чем он (а) меня просит.
14Он (а) меня редко ругает.
15Он (а) старается контролировать все мои действия и поступки.
16Считает, что главное — это слушаться его (ее).
17Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (ней).
18Он (а) не разделяет моих увлечений.
19Он (а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.
20Он (а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.
21Он (а) часто идет у меня на поводу.
22Никогда не скажешь наверняка, как он (а) отнесется к моим словам.
23Могу сказать, что он (а) для меня авторитетный человек.
24Мне нравятся наши с ней (ним) отношения.
25Дома он (а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.
26Бывает, что он (а) применяет ко мне физические наказания.
27Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он (а).
28Считает, что он (а) лучше знает, что мне нужно.
29Он (а) всегда мне сочувствует.
30Мне кажется, он (а) меня понимает.
31Он (а) хотела бы многое во мне изменить.
32При принятии семейных решений он (а) всегда учитывает мое мнение.
33Он (а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.
34Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.
35Он (а) является для меня эталоном и примером во всем.
36Я считаю, что он (а) правильно воспитывает меня.
37Он (а) предъявляет ко мне много требований.
38По характеру он (а) мягкий человек.
39Обычно он (а) мне позволяет возвращаться домой, когда я захочу.
40Он (а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.
41Он (а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки.
42Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.
43Он (а) часто критикует меня по мелочам.
44Он (а) всегда с готовностью меня выслушивает.
45Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам.
46Он (а) наказывает меня за такие поступки, как совершает сам (а).
47Я разделяю большинство его (ее) взглядов.
48Я устаю от повседневного общения с ним (ней).
49Он (а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.
50Он (а) прощает мне то, за что другие наказали бы.
51Он (а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и тп.
52Я не советуюсь с ним (ней), с кем мне дружить.
53Могу сказать, что он (а) – самый близкий мне человек.
54Он (а) все время высказывает недовольство мной.
55Думаю, он (а) приветствует мое поведение.
56Он (а) принимает участие в делах, которые придумываю я.
57Мы по-разному с ним (ней) представляем мою будущую жизнь.
58Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.
59Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).
60Я хочу, чтобы он (а) всегда относился (лась) ко мне так же, как сейчас.
Форма опросника для родителей подростков
1Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
2Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
3Он (а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.
4Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.
5Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (с ней) происходит.
6Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни.
7Я говорю ему (ей) чаще о его (ее) недостатках, чем о достоинствах.
8Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.
9Нам трудно достичь взаимного согласия.
10Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал (а).
11Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.
12Я бы хотел (а), чтобы он (а) относился (лась) к своим детям так же, как я к нему (к ней).
13Он (а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
14Я его (ее) очень редко ругаю.
15Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.
16Считаю, что для него (нее) главное – это слушаться меня.
17Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной.
18Я не разделяю его (ее) увлечений.
19Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
20Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
21Я часто иду у него (нее) на поводу.
22Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
23Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек.
24Мне нравятся наши с ней (ним) отношения.
25Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.
26Приходится применять к нему (ней) физические наказания.
27Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (а) не хочет.
28Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.
29Я всегда сочувствую своему ребенку.
30Мне кажется, я его (ее) понимаю.
31Я хотел (а) бы в нем (ней) многое изменить.
32При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнения.
33Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.
34Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
35Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.
36Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
37Я предъявляю к нему (ней) много требований.
38По характеру я мягкий человек.
39Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он (а) хочет.
40Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
41Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки.
42Мне нравится его (ее) характер.
43Я часто критикую его (ее) по мелочам.
44Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
45Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам.
46Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сама.
47Он (а) разделяет большинство моих взглядов.
48Я устаю от повседневного общения с ней (ним).
49Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.
50Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказывали бы.
51Мне хотелось бы знать о нем (о ней) все: о чем он (а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
52Он (а) не советуется со мной, с кем ему (ей) дружить.
53Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
54Я приветствую его (ее) поведение.
55Я часто выказываю свое недовольство им (ей).
56Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а).
57Мы по-разному представляем с ним (ней) его (ее) будущую жизнь.
58Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
59Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.
60Я хочу, чтобы он (а) всегда относился (лась) ко мне так же, как сейчас.
Форма опросника для родителей дошкольников и младших школьников
1Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
2Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
3Он (а) сам (а) обычно решает, какую одежду надеть.
4Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.
5Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
6Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни.
7Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится.
8Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
9Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
10Я чувствую, что непоследователен (льна) в своих требованиях.
11В нашей семье часто бывают конфликты.
12Я бы хотел (а), чтобы он (а) воспитал (а) своих детей так же, как я его (ее).
13Он (а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
14Я его (ее) очень редко ругаю.
15Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.
16Считаю, что для него (нее) главное – это слушаться меня.
17Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной.
18Я не разделяю его (ее) увлечений.
19Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
20Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
21Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
22Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
23Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
24Мне нравятся наши с ним (ней) отношения.
25Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.
26Приходится применять к нему (ней) физические наказания.
27Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (а) не хочет.
28Думаю, я лучше него (нее) знаю, что ему (ей) нужно.
29Я всегда сочувствую своему ребенку.
30Мне кажется, я его (ее) понимаю.
31Я бы хотел (а) в нем (в ней) многое изменить.
32При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
33Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).
34Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
35Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т.п.) начинает упрекать меня в излишней строгости.
36Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
37Я предъявляю к нему много требований.
38По характеру я мягкий человек.
39Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.
40Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
41Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки.
42Мне нравится его (ее) характер.
43Я часто критикую его (ее) по мелочам.
44Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
45Считаю, что мой долг – оградить его (ее) от всяких опасностей.
46Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам (а).
47Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
48Я устаю от повседневного общения с ним (ней).
49Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.
50Я прощаю ему (ей) то, за что других наказали бы.
51Мне хотелось бы знать о нем (ней) все: о чем он (а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
52Он (а) сам (а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
53Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
54Я приветствую его (ее) поведение.
55Я часто высказываю свое недовольство им (ею).
56Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а).
57Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).
58Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
59Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т.п.) специально говорит наоборот.
60Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.

Опросник Взаимодействие родитель-ребенок (ВРР) И.М.Марковской скачать (в архиве в удобном виде варианты опросника для родителей младших школьников и подростков, форма опросника для подростков, бланки для ответов, ключ для обработки результатов)

Обработка результатов

Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается, прямые это утверждения или обратные. Обратные утверждения переводятся так: ответы(баллы) 1(5) 2(4) 3(3) 4(2) 5(1). В бланке-ключе обратные вопросы обозначены звездочками.

Шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений (а не по 5, как в остальных), по этому арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на 2. Суммарная оценка выводится в последний столбец регистрационного бланка.

Описание шкал методики

Вопросы распределены по 10 шкалам. В форме опросника для родителей дошкольников и младших школьников заменены две шкалы опросника (7 и 9). Это связано с отсутствием формы опросника для детей, так как детям практически невозможно в таком возрасте отвечать на вопросы связанные с родительским отношением.

1. Нетребовательность – требовательность.
Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.
2. Мягкость – строгость.
По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3. Автономность – контроль.
Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности. Низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4. Эмоциональная дистанция – близость.
Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться с ними самым сокровенным и важным. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
5. Отвержение – принятие.
Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
6. Отсутствие сотрудничества – сотрудничество.
Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7. Несогласие – согласие. (Тревожность за ребенка - в варианте для мл.школьников)
Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника — детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
8. Непоследовательность – последовательность.
Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т. д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п.
9. Авторитетность родителя. (Воспитательная конфронтация в семье - в варианте для мл.школьников)
Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом. Поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности—негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей 10-й шкале.
10. Удовлетворительность отношениями с ребенком (родителем).
По данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

Скачать опросник (в архиве в удобном виде варианты опросника для родителей младших школьников и подростков, форма опросника для подростков, бланки для ответов, ключ для обработки результатов)

Источник: Марковская И.М. “Тренинг взаимодействия родителей с детьми”. — СПб.: Речь, 2005.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.