Шкала навыков социальной и бытовой адаптации (методика И.Ю.Левченко)

В учебнике по психолого-педагогической диагностике Левченко И.Ю. предлагает при обследовании детей с тяжелыми нарушениями на этапе предварительного исследования использовать шкалу навыков, необходимых для социальной и бытовой адаптации подростка. Рассмотрим эту методику.

Описание шкалы

В первую очередь, шкала предназначена для исследования специалистами адаптации подростков с тяжелыми нарушениями. Предлагается отметить пункты, в соответствии с навыками подростка. Однако, методика может быть использована не только специалистами, но и родителями (лицами их замещающими) и педагогами подростка, в качестве ориентира для целенаправленного развития навыков подростка. В этом случае возможно будет необходима дополнительная модернизация шкалы с пояснительными примерами для её пунктов.

Из явных преимуществ шкалы можно отметить её структурность, что может облегчить работу специалиста, давая необходимые подсказки в разговоре с подростком и его родителями и сэкономить время обследования.

Но, не стоит увлекаться, так как формализованность обследования подростка не всегда способствует установлению доверительного контакта с ним и получению правдивых (обдуманных и обоснованных) ответов.

Пункты шкалы

Шкала, состоит из 56 пунктов (разделенных на 4 части), в которых описаны умения, навыки и компетенции, необходимые для минимальной адаптации подростка в социуме и самостоятельного бытового обслуживания.

Шкала навыков социальной и бытовой адаптации (методика И.Ю.Левченко) (нажмите, чтобы открыть и просмотреть)
Навыки, необходимые для социальной адаптации:
пользование ванной;
забота о волосах, ногтях;
вытирание полотенцем;
пользование общественным туалетом;
надевание одежды и обуви и уход за ними;
употребление основной кухонной утвари;
умение пользоваться газовыми и электрическими плитами;
использование шкал и мер;
приготовление простых блюд;
выполнение основных домашних поручений;
простая стирка и глажение;
пользование телефоном и умение сделать вызов срочных служб (врача, пожарных);
самостоятельное пользование общественным транспортом и знание правил пешехода;
овладение основными предосторожностями против возникновения пожара;
умение обратиться за помощью в случае необходимости;
распознавание цвета;
понимание показаний часов с латинскими и арабскими цифрами на циферблате;
пользование будильником;
совершение простых счетных операций;
устный счет;
знание денежных купюр и монет;
умение сделать мелкие покупки за наличный расчет;
умение отправить письмо, написать имя и адрес;
знание социально значимых слов и символов;
умение правильно стоять, сидеть и ходить;
прием лекарств по назначению, оказание элементарной первой помощи.
Социальные навыки:
установление и поддержание отношений с окружающими, умение получать удовлетворение от этих отношений;
умение правильно реагировать на замечания;
проявление нормальной реакции на доброту и любовь;
владение основными речевыми навыками;
умение начать разговор;
пользование формулами вежливости: «пожалуйста», «спасибо» и др.;
умение обратиться за советом;
умение пользоваться столовой;
умение назначить встречу и быть вовремя при приглашении;
умение пригласить и развлечь дома гостей;
осознание опасности вредных привычек (курения, употребления алкоголя);
осознание моральных норм, относящихся к сексуальному поведению;
знание функций таких государственных учреждений, как милиция, больница.
Трудовые навыки:
способность следовать простым инструкциям;
употребление простых инструментов;
выполнение обычных домашних обязанностей;
способность переносить усталость;
принятие указаний и руководства;
принятие ответственности;
принятие роли подчиненного;
пунктуальность;
умение устанавливать отношения в процессе работы.
Отдых и развлечения:
умение организовать свободное время;
установление дружеских отношений;
участие в клубных занятиях и кружках;
увлечение чем-либо (хобби);
посещение библиотек и музеев;
понимание в доступных пределах произведений искусства;
способность танцевать;
умение посещать кинотеатры и другие места развлечений.

Скачать шкалу навыков необходимых для социальной и бытовой адаптации (методика И.Ю.Левченко) в формате .doc (открывается с помощью MsWord) или в формате .pdf

Мы рассмотрели методику И.Ю.Левченко используемую при исследовании детей с тяжелыми нарушениями. Замечания, пожелания, оставляйте в комментариях ниже или присылайте через форму обратной связи на сайте.

Источник: Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 320 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.