Методика исследования самоотношения (МИС) (С.Р.Пантилеев).

Методика исследования самоотношения (МИС) – опросник созданный С.Р.Пантилеевым в 1989 году. Опросник предназначен для углублённого изучения сферы самоотношения личности. Самоотношение понимается Пантилеевым и его коллективом, как выражение смысла «Я» для субъекта. 

Описание методики исследования самоотношения

В начале составления в МИС входило 172 утверждения. 60 пунктов, были заимствованы из Опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р.Пантилеев, 1988). К этим пунктам было добавлено около 20 утверждений из других опросников. Остальные пункты были сформулированы научным коллективом С.Р.Пантилеева. После экспертной оценки профессиональными психологами, количество утверждений сократили до 150. В ходе дальнейшего эмпирического исследования из опросника удалили ещё 40 утверждений. В конечном итоге в опросник вошли 110 утверждений (требующие ответа «согласен»-«не согласен»), распределенных по 9 шкалам.

Область применения МИС – индивидуальное консультирование, так как методика позволяет выявлять внутриличностные конфликты. В экспертной деятельности применение затруднено (без дополнительной доработки опросника невозможно), поскольку опросник не имеет шкалы лжи и не защищен от социально желательных ответов.

Оборудование необходимое для проведения опроса и стимульный материал:

  • перечень утверждений;
  • бланк для ответов;
  • «ключ» первичной обработки и получения «сырых» баллов;
  • таблица перевода «сырых» баллов в стены.

Методика допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Каждому участнику необходимо предоставить отдельное место для выполнения задания. Длительность выполнения задания – 30–40 минут.

Процедура обследования: После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание.

Инструкция: «Вам будет предложен перечень утверждений, характеризующих отношение человека к себе, к своим поступкам и действиям. Внимательно прочитайте каждое. Если Вы согласны, то в бланке для ответов, рядом с порядковым номером суждения поставьте любую отметку в столбике “Согласен”, если не согласны – любую отметку в столбике “Не согласен”. Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного суждения. Возможно, что некоторые утверждения покажутся Вам излишне личными, затрагивающими интимные стороны Вашей личности. Постарайтесь определить их соответствие себе как можно искренне. Ваши ответы никому не будут демонстрироваться».

Перечень утверждений и бланк для ответов

Ниже для ознакомления представлен перечень утверждений МИС. Если Вы согласны, то справа от вопроса, рядом с порядковым номером утверждения, поставьте любую отметку в столбике “Согласен”, если не согласны – любую отметку в столбике “Не согласен”.
Для самостоятельного проведения МИС, скачайте перечень утверждений и бланк для ответов (в раздельном виде) по ссылке после вопросов.

Скачать опросник методики исследования самоотношения с бланком для ответов: формат .doc (для редактирования в MS Office  и других текстовых редакторах), формат .pdf (для просмотра и печати).

Обработка полученных результатов

При обработке используется «ключ», с помощью которого получают сырые баллы. Совпадение ответа обследуемого с «ключом» оценивается в 1 балл. Сначала подсчитываются совпадения ответов по признаку «согласен», затем – по признаку «не согласен». Результаты суммируются.

Затем сумма «сырых» баллов по каждой из шкал с помощью специальной таблицы переводится в стэны (сокращение от англ. standart ten — стандартная десятка, нормированная и центрированная оценка, получаемая путем стандартизации психофизиологических показателей). Стэны служат основанием для интерпретации.

Скачать ключ обработки МИС и таблицу перевода в СТЭН (на данный момент скачивание не доступно – материал проходит сопоставление с первоисточником).

Краткое описание шкал методики исследования личности (МИС)

Нажмите на  на плюс перед названием шкалы или на само название, чтобы появилось описание шкалы.

Шкала 1: закрытость – открытость (11 пунктов)
Утверждения, вошедшие в данный фактор, по замыслу формулировались так, чтобы в них содержались некоторые качества (в первую очередь, негативные с точки зрения обыденной морали), в определенной степени присущие каждому человеку, но требующие достаточных навыков рефлексии и обладания определенной внутренней честностью для их признания. Отсюда ответы на данные пункты определяются преобладанием одной из двух тенденций: либо критичностью, глубоким осознанием себя, внутренней честностью и открытостью, либо – конформностью или выраженной мотивацией социального одобрения.

Тем не менее, данная шкала имеет содержание, имеющее связь с самоотношением. Фактически в шкале выражено глубокое или поверхностное проникновение в себя, открытое или закрытое (защитное) отношение к себе. По-видимому, это измерение близко к измерению осознанности «Я», которое например, Розенберг включает в общую структуру рефлексивного «Я» (Rosenberg, 1979). Шкала названа нами «внутренняя честность» (или «закрытость» – что соответствует высокому полюсу шкалы при подсчете суммарного бала).

Шкала 2: самоуверенность (14 пунктов)
Данный фактор, задает отношение к себе как уверенному самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать.

Положительный полюс соответствует самоуверенности, высокому самоотношению, ощущению силы своего «Я». Отрицательный полс связан с неудовлетворительностью своими возможностями, ощущением слабости, сомнением в способности вызывать уважение.

Похожие факторы, такие как самоуважение, чувство компетентности, выделяются многими исследователями. Пункты именно такого содержания лежат в основе большинства шкал глобальной самооценки или общего самоуважения. Данный фактор назван нами «самоуверенность».

Шкала 3: саморуководство (12 пунктов)
Данный фактор можно интерпретировать как отражающий представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам. Человек с высоким балом по шкале отчетливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность, деятельность и общение; считают, что его судьба находиться в его собственных руках, испытывает чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей. Кроме этого, ряд пунктов отражает мнение индивида о способности эффективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя. Противоположный полюс фактора (—) связан с верой субъекта в подвластность его «Я» внешним обстоятельствам, плохой саморегуляцией, размытым локусом «Я», отсутствием тенденции искать причины поступков, результатов и собственных личностных особенностей в себе самом. Это специфическое измерение, близкое по содержанию одному из аспектов локуса контроля, выделяемому рядом авторов и называемому «личный контроль» (Пантилеев, Столин, 1987). В целом же анализируемый фактор был обозначен как «саморуководство».
Шкала 4: отражение самоотношение (11 пунктов)
Содержание данного фактора отражает представление субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание (+) и т.п. – или противоположные (—) им чувства. Важно подчеркнуть, что речь идет не о действительном отношении других людей, а о предвосхищаемом, отраженном отношении других людей, то есть о самоотношении самого субъекта.

Ожидаемое отношение от других – один из важнейших аспектов самоотношения, по мнению большинства авторов, проводящих исследования в этой области. Это вполне понятно, если учесть генетическую и функциональную взаимозависимость между отношением к себе и взаимоотношениями с другими индивидами. Содержание данного фактора мы обозначили как «отраженное самоотношение».

Шкала 5: самоценость (14 пунктов)
Положительный (+) полюс фактора отражает ощущение ценности собственной личности и, одновременно, предполагаемую ценность своего «Я» для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним интимным критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чувства.

Противоположный (—) полюс шкалы говорит о сомнении в ценности собственной личности, недооценке своего духовного «Я», отстраненности и безразличии к своему «Я», потере интереса к своему внутреннему миру.

Полученный фактор хорошо соотноситься с выделяемыми многими исследователями измерениями «Я как ценность». Шкала получила название «самоценность». Корреляции с другими опросниками не достигают приемлемого уровня значимости.

Шкала 6: самопринятие (12 пунктов)
Судя по содержанию пунктов, в основе фактора лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Фактор связан с одобрением своих планов и желаний, снисходительным, дружеским отношением к себе.

Данный фактор, тоже, как и предыдущий, не имеет противоположного полюса – утверждений, связанных с негативным отношением к себе. Складывается впечатление, что его противоположным полюсом является фактор самообвинения (см. ниже). Тем не менее, в феноменологическом пространстве индивидов они оказываются разделенными. Отсюда следует, что понижение, например, симпатии, не обязательно должно вести к повышению самообвинения.

В целом содержание фактора хорошо согласуется с тем кругом эмоций и переживаний, который принято называть термином «самопринятие».

Шкала 7: самопривязанность (11 пунктов)
В содержании пунктов в первую очередь обращает на себя внимание желание или нежелание изменяться по отношению к наличному состоянию. Данные утверждения, по-видимому, отражают некоторую ригидность Я-концепции, консервативную самодостаточность, отрицание возможности желательности развития собственного «Я» (даже в лучшую сторону). Общий фон отношения к себе – положительный, полностью принимающий, даже с оттенком некоторого самодовольства. Даже переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному образу «Я». В последнем случае, тенденция к сохранению такого образа – один из защитных механизмов самосознания. Противоположный полюс связан с сильным желанием изменений, неудовлетворенностью собой, тягой к соответствию с идеальным представлением о себе.

Данный фактор по своему психологическому содержанию, по-видимому, близок к такому измерению Я–концепции, как «кристаллизация» – легкость или трудность изменения индивидом представления о себе (Rosenberg, 1979). Фактор был интерпретирован нами как фактор «самопривязанности».

Шкала 8: внутренняя конфликтность (15 пунктов)
Содержание пунктов связано с наличием внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. В них просматривается тенденция к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающих на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Отрицание данных качеств может говорить о закрытости, поверхностном недовольстве, отрицании проблем. По общему психологическому содержанию данный аспект самоотношения можно обозначить как чувство конфликтности собственного «Я»: отражает чувство конфликтности и амбивалентности, направленное на себя.

Следует отметить, что этот фактор является наиболее мощным среди всех 9-ти факторов. Во многих исследованиях показано, что для результатов факторизации большинства шкал рейтинга и личностных опросников в первый и наиболее мощный из этих факторов, как правило, входят различные показатели психического неблагополучия – психосоматические жалобы, признания негативных переживаний и главное – выражение неполноценности или малой ценности испытуемых в значимых для них областях (Эткинд, 1983: Мельников, Ямпольский, 1985). Таков, по-видимому, и полученный нами фактор, но применительно к самоотношению. Нам не встречалось в литературе выделение шкал с таким содержанием в системе самооценок и самоаттитюдов. Однако, учитывая современные представления о самосознании как сложном процессе аутокоммуникации и о конфликтном смысле «Я», реализуемом во внутреннем диалоге, выделение данного аспекта в системе самоотношения представляется нам целесообразным.

Шкала 9: самообвинение (10 пунктов)
Содержание данного фактора довольного просто интерпретировать. В него вошли пункты, связанные с интрапунитивностью, самообвинением, отрицательными эмоциями в адрес «Я». Индивид, соглашающийся с этими утверждениями, готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. В фактор не вошли утверждения, связанные с положительным отношением к себе. Это однополюсный фактор, имеющий самостоятельное значение в системе самоотношения. По-видимому, расщепление в сознании континуума положительно – отрицательное отношение к себе является довольно общим механизмом, связанным с защитными функциями самосознания.

Исходя из содержания фактора, он получил название «самообвинение».

Источник: С.Р. Пантилеев. Методика исследования самоотношения. – М.: «СМЫСЛ». 1993.-32 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.