Методика диагностики иррациональных установок (А.Эллис)

Методика предназначена для определения степени рациональности-иррациональности мышления, наличия и выраженности иррациональных установок у тестируемого. Опросник содержит 50 утверждений.

Тестирование может проводиться как индивидуальной, так и групповой форме.

Проведение методики:  Тестируемому предлагается заполнить бланк теста, согласившись или не согласившись с представленными утверждениями. Также выделены промежуточные варианты ответа.

Инструкция: У людей бывают разные убеждения. Нас интересует ваше мнение относительно утверждений, приведенных ниже. Пожалуйста, зачеркните или обведите в кружок цифру справа от каждого утверждения, которая наиболее соответствует вашему отношению к данному утверждению.

1 2 3 4 5 6
полностью согласен в основном согласен слегка согласен слегка не согласен в основном не согласен полностью не согласен

 

1. Иметь дело с некоторыми людьми может быть неприятно, но это никогда не бывает ужасно 1 2 3 4 5 6
2. Когда я в чем-то ошибаюсь, то часто говорю себе «Мне не следовало этого делать» 1 2 3 4 5 6
3. Люди, несомненно, должны жить по законам 1 2 3 4 5 6
4. Не существует ничего такого, чего я «не выношу» 1 2 3 4 5 6
5. Если меня игнорируют или я чувствую себя неуклюжим на вечеринке, то у меня понижается чувство собственной ценности 1 2 3 4 5 6
6. Некоторые ситуации в жизни действительно совершенно ужасны 1 2 3 4 5 6
7. В некоторых вопросах я определенно должен быть более компетентным 1 2 3 4 5 6
8. Моим родителям следовало бы быть более сдержанными в требованиях, предъявляемых ко мне 1 2 3 4 5 6
9. Существуют вещи, которые я не могу вынести 1 2 3 4 5 6
10. Мое чувство «собственной ценности» не повышается, даже если у меня есть действительно большие успехи в учебе или работе 1 2 3 4 5 6
11. Некоторые дети ведут себя действительно ужасно 1 2 3 4 5 6
12. Я не должен был совершать несколько очевидных ошибок в своей жизни 1 2 3 4 5 6
13. Если мои друзья пообещали сделать для меня что-то очень важное, они не обязаны выполнять своих обещаний 1 2 3 4 5 6
14. Я не могу иметь дело с моими друзьями или моими детьми, если они ведут себя глупо, дико или неправильно в той или иной ситуации 1 2 3 4 5 6
15. Если оценивать людей по тому, что они делают, то их можно разделить на «хороших» и «плохих» 1 2 3 4 5 6
16. Бывают такие периоды в жизни, когда случаются действительно совершенно ужасные вещи 1 2 3 4 5 6
17. В жизни нет ничего такого, что я действительно обязан делать 1 2 3 4 5 6
18. Дети должны, в конце концов, научиться выполнять свои обязанности 1 2 3 4 5 6
19. Иногда я просто не в состоянии вынести мои низкие достижения в учебе и на работе 1 2 3 4 5 6
20. Даже когда я делаю серьезные ошибки и причиняю боль окружающим, мое самоуважение не меняется 1 2 3 4 5 6
21. Это было бы ужасно, если бы я не смог добиться расположения людей, которых я люблю 1 2 3 4 5 6
22. Мне бы хотелось лучше учиться или работать, однако нет никаких оснований считать, что я должен добиваться этого во что бы то ни стало 1 2 3 4 5 6
23. Я убежден, что люди определенно не должны плохо себя вести в общественных местах 1 2 3 4 5 6
24. Я просто не выношу сильного давления на меня или стресса 1 2 3 4 5 6
25. Одобрение или неодобрение моих друзей или членов моей семьи не влияет на то, как я оцениваю самого себя 1 2 3 4 5 6
26. Было бы жалко, но не ужасно, если бы кто-то из членов моей семьи имел бы серьезные проблемы со здоровьем 1 2 3 4 5 6
27. Если бы принял решение сделать что-то, я обязательно должен сделать это очень хорошо 1 2 3 4 5 6
28. В общем, я нормально отношусь к тому, что подростки ведут себя иначе, чем взрослые, например, поздно просыпаются по утрам или разбрасывают книжки или одежду на полу в своей комнате 1 2 3 4 5 6
29. Я не выношу некоторых вещей, которые делают мои друзья или члены моей семьи 1 2 3 4 5 6
30. Тот, кто постоянно грешит или приносит зло окружающим – плохой человек 1 2 3 4 5 6
31. Было бы ужасно, если бы кто-то из тех, кого я люблю, заболел психическим заболеванием и оказался бы в психиатрической больнице 1 2 3 4 5 6
32. Я должен быть абсолютно уверен, что все идет хорошо в наиболее важных сферах моей жизни 1 2 3 4 5 6
33. Если для меня это важно, мои друзья должны стремиться сделать все, о чем я их попрошу 1 2 3 4 5 6
34. Я легко переношу неприятные ситуации, в которые попадаю, так же как неприятное общение со знакомыми 1 2 3 4 5 6
35. От того, как меня оценивают окружающие (друзья, начальники, учителя), зависит, как я оцениваю самого себя 1 2 3 4 5 6
36. Это ужасно, когда мои друзья ведут себя плохо и неправильно в общественных местах 1 2 3 4 5 6
37. Я точно не должен делать некоторые ошибки, которые продолжаю делать 1 2 3 4 5 6
38. Я не считаю, что члены моей семьи должны действовать именно так, как мне хочется 1 2 3 4 5 6
39. Это совершенно невыносимо, если все идет не так, как мне хочется 1 2 3 4 5 6
40. Я часто оцениваю себя по своим успехам на работе и в школе или же по своим социальным достижениям 1 2 3 4 5 6
41. Это будет ужасно, если я потерплю полный крах в работе или учебе 1 2 3 4 5 6
42. Я как человек не должен быть лучше, чем я есть на самом деле 1 2 3 4 5 6
43. Определенно существуют некоторые вещи, которые окружающие люди не должны делать 1 2 3 4 5 6
44. Иногда (на работе или в школе) люди совершают поступки, которые я совершенно не выношу 1 2 3 4 5 6
45. Если у меня возникают серьезные эмоциональные проблемы или я нарушаю законы, мое чувство собственной ценности понижается 1 2 3 4 5 6
46. Даже очень плохие, отвратительные ситуации, в которых человек терпит неудачу, лишается денег или работы, не являются ужасными 1 2 3 4 5 6
47. Есть несколько существенных причин, почему я не должен делать ошибок в школе или на работе 1 2 3 4 5 6
48. Несомненно, что члены моей семьи должны лучше обо мне заботиться, чем они это иногда делают 1 2 3 4 5 6
49. Даже если мои друзья ведут себя иначе, чем я от них ожидаю, я продолжаю к ним относиться с пониманием и принятием 1 2 3 4 5 6
50. Важно учить детей тому, чтобы они были «хорошими мальчиками» и «хорошими девочками»: прилежно учились в школе и зарабатывали одобрение своих родителей 1 2 3 4 5 6

Скачать бланк с вопросами методики диагностики иррациональных убеждений А.Эллиса

Обработка и интерпретация результатов:

В данной методике 6 шкал, из них 4 шкалы – основные и соответствуют 4 группам иррациональных установок мышления, выделенным А.Элиссом: «катастрофизация», «долженствование в отношении себя», «долженствование в отношении других» и «оценочная установка».

Шкала «катастрофизации» отражает восприятие людьми различных неблагоприятных событий. Низкий балл по этой шкале свидетельствует о том, что человеку свойственно оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое, в то время как высокий балл говорит об обратном.

Показатели шкал «долженствование в отношении себя» и «долженствование в отношении других» указывает на наличие либо отсутствие чрезмерно высоких требований к себе и к другим.

«Оценочная установка» показывает то, как человек оценивает себя и других. Наличие такой установки может свидетельствовать о том, что человеку свойственно оценивать не отдельные черты или поступки людей, а личность в целом.

Другие 2 шкалы – оценка фрустрационной толерантности личности, которая отражает степень переносимости различных фрустраций (т.е. показывает уровень стрессоустойчивости), и общая оценка степени рациональности мышления. Полученные данные сверяются с ключом, затем высчитываются средние показатели по методу Спирмена. Чем выше полученный балл по каждой шкале, тем рациональнее человек, и наоборот.

Ключ: По каждому типу установок подсчитывается суммарный балл соответственно ключу. Если данный пункт отмечен буквой R, то шкала меняет значения на противоположные.

Катастрофизация Долженствование в отношении себя Долженствование в отношении других Низкая фрустрационная толерантность Самооценка
1. R 2. 3. 4.    R 5.
6. 7. 8. 9. 10.
11. 12. 13. R 14. 15.
16. 17.         R 18. 19. 20.         R
21. 22.         R 23. 24. 25.         R
26.         R 27. 28.         R 29. 30.
31. 32. 33. 34.         R 35.
36. 37. 38.         R 39. 40.
41. 42.         R 43. 44. 45.
46.         R 47. 48. 49.         R 50.

Например, по шкале долженствование в отношении себя суммарный балл подсчитывается следующим образом:

Пункты 17,22,42 значения по шкале 1 2 3 4 5 6
оценка 6 5 4 3 2 1
Пункты 2,7,12,27,32,37,47 значения по шкале 1 2 3 4 5 6
оценка 1 2 3 4 5 6

Отсутствие иррациональной установки — более 45

Наличие иррациональной установки — 30-45

Выраженное наличие иррациональной установки — менее 30

Источник: Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. – СПб.: «Питер», 2008. – с. 201-205

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.