Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В.Бойко).

Опросник позволяет выявить наиболее распространенные типы эмоциональных помех в общении и как следствие оценить свой уровень эмоциональной эффективности в общении.

Возраст: Старший подростковый (от 15 лет).

Инструкция: Прочитайте каждое суждение и ответьте на него “да”, если согласны с ним, или “нет”, если не согласны.

Текст опросника.

 1.     Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.

2.     Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров.

3.     В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.

4.     Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.

5.     Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.

6.     Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.

7.     Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.

8.     Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, переживание), но он этого не чувствует.

9.     Чаще всего в моих глазах или выражении лица видна озабоченность.

10.    В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.

11.    Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.

12.    Если я увлекаюсь разговором, то моя мимика становится излишне выразительной.

13.    Пожалуй, я несколько скован, зажат.

14.    Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.

15.    Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.

16.    Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т. п.

17.    Разговаривая, я излишне жестикулирую.

18.    Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.

19.    Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.

20.     Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.

21.     Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку.

22.     Мне часто почему-то бывает весело без всякой причины.

23.     Мне очень просто сделать, по собственному желанию или по заказу, разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т. д.

24.     Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.

25.     Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.

Скачать текст опросника “Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении” (В.В.Бойко).

Обработка и интерпретация результатов:

За каждый ответ “да” начисляется один балл. Заключение об уровне эмоциональной эффективности в общении делается исходя из суммы набранных баллов (она может колебаться в пределах от 0 до 25). Эмоциональные помехи объединены в пять групп. Если испытуемый набрал 3 и более баллов по какой-либо группе, то делается вывод о наличии существенных “помех” в установлении эмоциональных контактов.

Ключ к методике:

“Помехи” в установлении эмоциональных контактов Номера вопросов и ответы
Неумение управлять эмоциями, дозировать их +1, –6, +11, +16, –21
Неадекватное проявление эмоций –2, +7, +12, +17, +22
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций +3, +8, +13, +18, –23
Доминирование негативных эмоций +4, +9, +14, +19, +24
Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе +5, +10, +15, +20, +25
Итого  

Содержательные характеристики результатов:

Уровни эмоциональной эффективности в общении:

Первый уровень — 0–2 балла — испытуемый плохо видит себя со стороны либо в своих ответах неискренен.

Второй уровень — 3–5 баллов — эмоции обычно не мешают общаться с партнерами.

Третий уровень — 6–8 баллов — имеются некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении.

Четвертый уровень — 9–12 баллов — эмоции в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами.

Пятый уровень — 13 и более баллов — эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми.

Источник:  Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.