Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В.Бойко).

Опросник позволяет выявить наиболее распространенные типы эмоциональных помех в общении и как следствие оценить свой уровень эмоциональной эффективности в общении.

Возраст: Старший подростковый (от 15 лет).

Инструкция: Прочитайте каждое суждение и ответьте на него «да», если согласны с ним, или «нет», если не согласны.

Текст опросника.

 1.     Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.

2.     Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров.

3.     В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.

4.     Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.

5.     Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.

6.     Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.

7.     Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.

8.     Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, переживание), но он этого не чувствует.

9.     Чаще всего в моих глазах или выражении лица видна озабоченность.

10.    В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.

11.    Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.

12.    Если я увлекаюсь разговором, то моя мимика становится излишне выразительной.

13.    Пожалуй, я несколько скован, зажат.

14.    Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.

15.    Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.

16.    Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т. п.

17.    Разговаривая, я излишне жестикулирую.

18.    Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.

19.    Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.

20.     Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.

21.     Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку.

22.     Мне часто почему-то бывает весело без всякой причины.

23.     Мне очень просто сделать, по собственному желанию или по заказу, разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т. д.

24.     Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.

25.     Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.

Скачать текст опросника «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» (В.В.Бойко).

Обработка и интерпретация результатов:

За каждый ответ «да» начисляется один балл. Заключение об уровне эмоциональной эффективности в общении делается исходя из суммы набранных баллов (она может колебаться в пределах от 0 до 25). Эмоциональные помехи объединены в пять групп. Если испытуемый набрал 3 и более баллов по какой-либо группе, то делается вывод о наличии существенных «помех» в установлении эмоциональных контактов.

Ключ к методике:

«Помехи» в установлении эмоциональных контактов Номера вопросов и ответы
Неумение управлять эмоциями, дозировать их +1, –6, +11, +16, –21
Неадекватное проявление эмоций –2, +7, +12, +17, +22
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций +3, +8, +13, +18, –23
Доминирование негативных эмоций +4, +9, +14, +19, +24
Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе +5, +10, +15, +20, +25
Итого  

Содержательные характеристики результатов:

Уровни эмоциональной эффективности в общении:

Первый уровень — 0–2 балла — испытуемый плохо видит себя со стороны либо в своих ответах неискренен.

Второй уровень — 3–5 баллов — эмоции обычно не мешают общаться с партнерами.

Третий уровень — 6–8 баллов — имеются некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении.

Четвертый уровень — 9–12 баллов — эмоции в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами.

Пятый уровень — 13 и более баллов — эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми.

Источник:  Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.

Один комментарий к “Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В.Бойко).

  1. В разделе «Обработка и интерпретация результатов» закралась неточность:
    «За каждый ответ “да” начисляется один балл.»
    Это не верно, так как тест содержит обратные вопросы (судя по ключу), где балл начисляется только при наличии ответа «Нет».

    Соответственно общий уровень считается путем суммирования баллов по каждой шкале, ПОСЛЕ применения ключа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.