Адаптированный подростковый опросник Шмишека.

Оригинальный вариант опросника был разработан Шмишеком на основе классификации акцентуированных личностей Леонгарда и применяется для выявления типов личностей (взрослых людей). Опросник был модифицирован и адаптирован отечественным психологом И. В. Крук для раннего выявления акцентуаций характера у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Он позволяет выявлять специфические подростковые типы акцентуаций характера в соответствии с принятой в нашей стране классификацией (которую предложил А. Е. Личко).

Возрастной диапазон применения: 12 – 18 лет.

Ограничение в применении:

  • Подростки с нормальным интеллектом;
  • Результаты, полученные при применении опросника, должны быть обязательно соотнесены с данными наблюдения и объективными сведениями, полученными при опросе родных и близких, изучении истории развития и реальной жизненной ситуации, в которой находится подросток. Только на основании всех этих данных можно делать выводы о наличии той или иной акцентуации и применять те или иные методы профилактики и коррекции. 

Инструкция:

Предлагаемый опросник состоит из 88 вопросов, касающихся различных сторон твоей жизни. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет». Не обдумывай ответ долго, отвечай быстро, стараясь дать первый ответ, который приходит в голову.

Скачать текст опросника

Обработка и интерпретация результатов:

Подсчитывается количество значимых ответов для каждого типа акцентуации. Полученные показатели умножаются на соответствующие для каждого типа коэффициенты – это делается для сравнения показателей.

Тип акцентуации Да Нет Коэффициент
Гипертимный 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77   3
Циклоидный 3, 18, 28, 43, 50, 62, 72, 76   3
Лабильный (эмотивный + экзальтированный) 3, 10, 13, 21, 32, 35, 47, 54, 57, 69, 75,79   2
Сензитивный (тревожный) 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 5 3
Психастенический (педантичный) 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 36 2
Шизоидный 51, 68, 74, 81, 87 40, 53, 65 3
Эпилептоидный 2, 12, 20, 24, 34, 37, 52, 56, 59, 64, 78 46 2
Истероидный (демонстративный) 7, 15, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88   2
Неустойчивый 8, 25, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 84, 86 9 3

Признаком акцентуации характера считается показатель, превосходящий 12 баллов. Если выявляется несколько показателей выше 12 баллов, то подсчитывается средний показатель акцентуации. В этом случае признаком акцентуации можно считать показатели, превышающие среднее число.

Содержательная характеристика типов акцентуаций характера:

Ниже приведено описание типов акцентуации характера у подростков (по А. Е. Личко), выделяя наиболее важные ключевые моменты, опираясь на которые, социальный работник, педагог или психолог может дать объективную оценку характерологических особенностей, распознать наличие акцентуации и разработать приемы и методы индивидуальных превентивных или коррекционных мер. В схеме описания приводятся:

• основные признаки акцентуации характера, проявляющиеся с детства;

• наиболее частая причина дезадаптации, «слабое место», факторы, провоцирующие возникновение поведенческих или эмоциональных нарушений;

• наиболее частые формы проявления дезадаптации или декомпенсации;

• характерные возрастные поведенческие реакции и возможные формы нарушения поведения, свойственные данному типу акцентуации;

• индивидуально-дифференцированный подход, применяемый к данному типу акцентуированной личности.

 Гипертимный тип

 Основные признаки.  Почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение. С раннего детства подвижность, общительность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, легкость общения и быстрота усвоения учебного материала.

Провоцирующие факторы, «слабое место».  Ограничение возможностей контактирования с окружающими по его собственному выбору. Попытки строгого направления деятельности подростка и выбора его контактов. Строго регламентированный режим. Неблагоприятным типом воспитания является доминирующая гиперпротекция с жестким контролем, которая усиливает подростковую реакцию эмансипации. В то же время воспитание по типу эмоционального отвержения провоцирует появление поведенческих нарушений.

Форма проявления дезадаптации.  С первых лет обучения в школе неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Прогулы, конфликты с родителями и учителями.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.  У данного типа выражена реакция эмансипации, проявляющаяся в конфликтах с родителями и учителями и особенно усиливающаяся при гиперопеке и авторитарном стиле обращения с подростком. Выражена реакция группирования, причем в группе часто подростки этого типа становятся лидерами. Увлечения нестойки, часто меняются. Люди данного типа рано начинают половую жизнь вследствие физиологической акселерации, у них возможны беспорядочные сексуальные связи. Делинквентное поведение проявляется в форме мелких асоциальных поступков и правонарушений, обычно чтобы показать сверстникам свою смелость. Как следствие реакции эмансипации для избегания излишнего контроля и для самоутверждения могут случаться побеги, чаще в форме самовольных отлучек. Имеется склонность к употреблению алкоголя, обычное явление – частые выпивки в группе с целью развлечения. Истинный алкоголизм в подростковом возрасте не формируется.

Индивидуально-дифференцированный подход.  Подростки этого типа легко идут на контакт вследствие своей общительности. Влияние на подростка может оказать педагог, который сам является самостоятельной личностью и относится к подростку с уважением, интересом, благожелательно. Рекомендуется обеспечить возможность широких контактов, хорошо действует помещение в группу молодежи, несколько старшей по возрасту. Среда должна быть разнообразной, предоставлять богатые возможности для проявления собственной активности подростка. Учебная или трудовая деятельность должна осуществляться в коллективе, с возможностями смены обстановки, характер труда – не монотонный, разнообразный, со сменой видов деятельности.

 Циклоидный тип

 Основные признаки.  Чаще это скрытый тип. В детстве обычно не проявляется. Его отличительные признаки: негрубо выраженные колебания настроения: периоды подъема сменяются периодами спада, вплоть до депрессии. В приподнятом настроении напоминают подростков с гипертимной акцентуацией. Первая субдепрессивная фаза обычно совпадает с началом подросткового кризиса, проявляется в снижении настроения, утомляемости, вялости.

Провоцирующие факторы, «слабое место».  Факторы, провоцирующие дезадаптацию, в период подъема настроения такие же, как у гипертимов. В депрессивную фазу отрицательно влияет коренная ломка испытанного стереотипа, т. е. известного порядка занятий, отношений или обязательств. Подростки этого типа чувствительны к коллективной проработке на собраниях.

Форма проявления дезадаптации.  Субдепрессия или депрессия с раздражительностью и придирчивостью не только к старшим, но и к сверстникам, с утомляемостью, вялостью, ипохондрическими жалобами, стремлением к «домоседству», ощущением собственной несостоятельности и неуверенностью. Такое состояние может смениться эмоциональным подъемом, напоминающим гипертимный, с повышенной активностью, неусидчивостью, возбудимостью. При перегрузках возникает повышенная утомляемость а также идеи самообвинения.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.  Реакции эмансипации и группирования обычно проявляются в период подъема настроения. Увлечения нестойкие, возникают в период подъема, а в период спада настроения на время забрасываются. Этому типу несвойственны грубые формы нарушения поведения. Делинквентное поведение может появиться в период подъема настроения. Склонность к приему алкоголя проявляется также в период подъема, а в депрессивную фазу отсутствует. В период спада настроения под влиянием идей самообвинения могут совершать попытки самоубийства, носящие аффективный характер.

Индивидуально-дифференцированный подход.  При контакте требуется гибкая тактика в зависимости от фазы, в которой находится подросток. При подъеме – как с гипертимными; при спаде – ровное, теплое отношение, необходимо избегать критики и наказания, не фиксировать внимание на неудачах. Напоминание о том, что вскоре наступит подъем настроения, может облегчить состояние.

 Лабильный (эмотивный + экзальтированный) тип

 Основные признаки.  Частая, кажущаяся немотивированной смена настроения несколько раз в день. Чувствительность к чужому мнению о себе, обостренная ранимость. На «пустяковые», с точки зрения другого человека, раздражители может реагировать несообразно сильно. Акцентуация лабильного типа встречается у 20 % подростков.

Провоцирующие факторы, «слабое место».  Ими могут быть неловкая шутка, замечание в адрес подростка, грубость в присутствии сверстников, неудача, даже оторвавшаяся от костюма пуговица. Особо значимы для подростков этого типа отвержение со стороны близких и значимых людей, разлука и утрата близких.

Форма проявления дезадаптации.  Переживания самого пессимистического характера по мелким поводам, унылое и мрачное расположение духа в ответ на неловкую шутку, которую взрослые мгновенно забывают. Возможны острые аффективные реакции, депрессии, неврозы. Лабильный подросток способен к сильным, глубоким чувствам, он искренне привязан к родным и близким и дружит с ними. На почве эмоциональных переживаний в аффективном состоянии возможно совершение самоубийства.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.  Реакции эмансипации и группирования нестойкие, подчинены перепадам настроения. Увлечения в основном информативно-коммуникативного характера: музыка, общение в компаниях, забота о домашних животных. Хобби могут носить и эгоцентрический характер, проявляющийся в стремлении понравиться окружающим, заслужить одобрение старших и сверстников. Грубые нарушения поведения данному типу несвойственны. Алкоголь такие подростки могут принимать в компаниях, в небольших дозах. Побеги совершают в основном, чтобы избежать трудную ситуацию или из-за эмоционального отвержения; при побегах обычно не совершают правонарушений. Иногда побеги могут носить и демонстративный характер. Сексуальная активность проявляется, как правило, в форме флирта и ухаживаний. Поскольку в подростковом возрасте сексуальное влечение обычно малодифференцировано, такие дети могут быть вовлечены более старшими в преходящий подростковый гомосексуализм.

Индивидуально-дифференцированный подход.  Нуждаются в эмоциональной поддержке, близком друге-утешителе. Таким может стать психолог, педагог, социальный работник. Среда и трудовая деятельность должны быть ровными, не создавать излишнего эмоционального напряжения. Общаясь с подростками такого типа, следует избегать насмешек, подчеркивания недостатков и неудач. Напротив, нужно почаще хвалить, ободрять их.

 Сензитивный (тревожный) тип

 Основные признаки.  В детские годы свойственна пугливость, страх темноты или животных, обычно бегство от опасности под защиту взрослых. Дети сторонятся сверстников, предпочитают играть в тихие игры с младшими по возрасту. Чрезмерно привязаны к родителям, одноклассникам, с трудом общаются с новыми людьми. Постоянно ощущают свою неполноценность. Внутренняя неуверенность и самоуничижение могут в 15–18 лет компенсироваться внешней бравадой.

Причина дезадаптации, «слабое место».  Таковыми могут быть: новая обстановка или коллектив, незнакомые лица, перемена класса, школы, места жительства, плохое отношение окружающих, насмешки, подозрения в неблаговидных поступках. Для данного типа существенными являются отношения с близкими, тип семейного воспитания. Неблагоприятный тип воспитания – доминирующая гиперпротекция с постоянным контролем и лишением самостоятельности, которая усугубляет у них чувство неуверенности в себе и ощущение несостоятельности. Воспитание с эмоциональным отвержением также усугубляет у таких подростков чувство собственной неполноценности, а воспитание с повышенной моральной ответственностью усиливает черты сензитивности и впечатлительность.

Форма проявления дезадаптации.  Отгороженность от сверстников, избегание общения с новыми людьми в детские годы. В 16–19 лет характер может преобразиться, девочки из робких и краснеющих превращаются в заводил на дискотеках, мальчики могут бравировать своими недостатками перед учителями и родителями с целью преодолеть внутреннее чувство неполноценности. Могут стремиться стать старостами или редакторами стенных газет, но дезадаптируются, потерпев неудачу, так как не могут подтвердить своих амбиций в силу заниженной самооценки и неспособности утвердить себя.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.  Данному типу несвойственны подростковые реакции эмансипации и группирования. В то же время часты реакции компенсации и гиперкомпенсации. Такие подростки могут вступать в конфликты и драки, чтобы преодолеть внутреннюю неуверенность и робость. Увлечения носят в основном интеллектуально-эстетический характер: музыка (в том числе классическая), чтение, рисование. Возможны увлечения, носящие гиперкомпенсаторный характер – телесно-мануальные (восточные единоборства, бодибилдинг, шейпинг и пр.). Нарушения поведения, например побеги, возникают чаще всего в результате психических травм. Особенности сексуального поведения состоят в выраженных переживаниях и самообвинениях по поводу онанизма, чувстве сексуальной неполноценности. Данному типу свойственно совершать суицидальные попытки под влиянием длительных неудачных переживаний, чувства неполноценности.

Индивидуально-дифференцированный подход.  Подросток нуждается в длительных и постоянных разубеждениях, опровергающих его неполноценность. Можно создавать ситуации, в которых подросток чувствует, что он «нужен другим», например выполнение общественных поручений.

 Психастенический тип

 Основные признаки.  Такие дети отличаются робостью, часто испытывают страхи, обычно проявляют «интеллектуальные» интересы. В подростковом возрасте – постоянная нерешительность. Принять решение или сделать выбор – самая трудная задача, причем после принятия решения вновь следуют долгие раздумья и сомнения о правильности сделанного шага. Люди этого типа – прирожденные пессимисты, они испытывают страх перед будущим и постоянно ждут неудач. Это буквоеды и педанты, стремящиеся путем предварительного обдумывания и тщательного планирования обезопасить себя.

Провоцирующие факторы, «слабое место».  Наиболее сложными для подростков этого типа являются ситуации повышенной ответственности и необходимость принятия быстрых решений. Семейное воспитание по типу доминирующей гиперпротекции усиливает их несамостоятельность и нерешительность.

Воспитание с повышенной моральной ответственностью приводит к усилению психастенических черт и может привести к неврозу с навязчивостями и страхами.

Форма проявления дезадаптации.  Декомпенсация проявляется редко, поскольку тревожные опасения касаются будущего, настоящие же трудности и невзгоды переносятся легко, с завидным спокойствием. Дезадаптация может проявляться в невротических заболеваниях.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.  Этим подросткам несвойственны возрастные реакции эмансипации и группирования. Наоборот, часто они проявляют патологическую привязанность к родителям, особенно к матери. Возможны реакции гиперкомпенсации в виде занятий спортом или появления утрированной решительности и безапелляционных суждений. Увлечения обычно носят интеллектуально-эстетический характер. Возможно и коллекционирование, как правило, для удовлетворения интеллектуальных интересов, а не для накопительства. Нарушения поведения у подростков данного типа обычно не встречаются.

Индивидуально-дифференцированный подход.  Подростки этого типа хорошо поддаются рациональному убеждению. Однако склонность к самокопанию может свести этот метод на нет, так как лишь усугубит пустые рассуждения. Необходимо поощрять живое восприятие, реальную деятельность. Можно рекомендовать занятия спортом (ходьба на лыжах, бег, езда на велосипеде), но без участия в соревнованиях.

Шизоидный тип

 Основные признаки.  Такие дети предпочитают играть в одиночестве. Они тянутся к взрослым, с которыми легче молчать и оставаться наедине с собой. Имеются трудности в сопереживании чужим радостям и печалям. Подростки замкнуты, не умеют вступать в неформальные контакты, их внутренний мир закрыт и непонятен окружающим.

Провоцирующие факторы, «слабое место».  Помещение в группу сверстников, например в летний лагерь или дом отдыха, может привести к дезадаптации. Негативная реакция возможна и на стремление вовлечь в беседу, активное желание окружающих поговорить «по душам». Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции может усилить чувство отгороженности от сверстников и чудаковатость. На эмоциональное отвержение со стороны близких подросток шизоидного типа реагирует уходом в себя, еще большей отгороженностью от людей, ростом недоверия к ним.

Форма проявления дезадаптации.  Полное замыкание в себе, усиление чувства одиночества. Иногда характерны чудаковатые поступки.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.  Реакция эмансипации выражена своеобразно – в форме социальной некомфортности, критики в адрес существующих правил и норм. Увлечения проявляются очень ярко, часто они весьма необычны и прихотливы. Преобладают интеллектуальные или эстетические увлечения, встречаются и телесно-мануальные хобби, например, занятия гимнастикой, йогой.

Делинквентное поведение у таких подростков наблюдается крайне редко, однако они могут совершать асоциальные действия ради «борьбы за справедливость» или во имя какой-то идеи. Алкоголизм встречается редко, алкоголь они обычно принимают для облегчения контактов со сверстниками, однако склонны к приему других токсических веществ, поскольку те, по их мнению, усиливают способность к творчеству, фантазированию. Внешняя «асексуальность» сочетается с онанизмом, сексуальным фантазированием. Неумение ухаживать и вступать в контакты может приводить к перверсиям – подглядыванию за обнаженными половыми органами, эксгибиционизму и пр.

Индивидуально-дифференцированный подход.  Подростку этого типа трудно вступать в неформальный контакт. Легче это сделать, если начать разговор о его увлечениях. Если же подросток начинает разговор сам, надо внимательно, не прерывая, выслушать его, дать ему возможность раскрыть свои внутренние переживания. Контакт один на один для него значительно проще, чем общение в группе. Стоит избегать помещения в группу, где он может стать объектом насмешек и издевательств. Можно помочь найти друга со сходными чертами характера.

 Эпилептоидный тип

 Основные признаки.  Подросткам этого типа свойственна вязкость, инертность, соблюдение своих интересов и пренебрежение чужими. С учителями такой подросток льстив, угодлив, в компании сверстников – деспот. В конфликте несдержан, агрессивен, груб. Склонен к затяжным периодам злобно-тоскливого настроения со стремлением сорвать зло на окружающих.

Многие обладатели данной акцентуации характера хорошо исполняют ручную работу (из них получаются хорошие слесари, токари, резчики по дереву и т. д.)

Провоцирующие факторы, «слабое место».  Дезадаптация может быть вызвана ущемлением эгоистических интересов и привилегий, особенно материальных, а также ограничением возможности проявить власть. Отсутствие эмоционального тепла в семье, жестокое обращение усиливают агрессивность и конфликтность, неумение сдерживать приступы гнева.

Форма проявления дезадаптации.  В ответ на провоцирующие факторы подросток такого типа может в любой обстановке впасть в состояние злобного аффекта, проявляя агрессию как в вербальной, так и в физической форме, без учета последствий своих действий. Долго не прощает обид.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.  Подросткам эпилептоидного типа свойственна выраженная реакция эмансипации, которая при неблагоприятных обстоятельствах приводит к побегам и даже полному разрыву с семьей. Группирование со сверстниками происходит, если группа дает подростку власть или позволяет извлечь личную выгоду. Подростки этого типа рано приобщаются к коммерции. Делинквентное поведение связано обычно с корыстными целями, ярко выражена склонность к азартным играм. Существует опасность быстрого развития алкоголизма в подростковом возрасте. При опьянении такой подросток злобен, пьет, пока полностью не отключится, может совершить асоциальные действия. Сексуальное влечение возникает рано, носит выраженный характер. Влечение сопровождается грубыми проявлениями ревности. Наблюдается склонность к сексуальным отклонениям – гомосексуализму, сексуальному насилию.

Индивидуально-дифференцированный подход.  При коррекции можно опираться на положительные стороны личности – аккуратность, бережливость, трезвость расчетов. Стремление заботиться о своем здоровье может быть использовано для убеждения отказаться от алкоголя. В беседах стоит обратить внимание подростка на то, что отрицательные черты характера: взрывность, склонность к злобно-раздражительному настроению – могут навредить его здоровью, карьере, материальному благополучию. В профессиональных рекомендациях следует учитывать имеющиеся способности, предпочтение отдавать работе, требующей аккуратности, тщательности.

 Истероидный (демонстративный) тип

 Основные признаки.  С детства подростки этого типа привыкли быть в центре внимания. Они крайне эгоцентричны, испытывают ненасытную жажду внимания к своей особе, стремятся любыми средствами добиваться восхищения, признания, сочувствия, при этом порой ненависть и негодование в свой адрес предпочитают безразличию. Часто «прибежищем» истероидов служат кружки художественной самодеятельности при клубах и домах культуры.

Провоцирующие факторы, «слабое место».  Страх лишиться ореола исключительности, страх публичного разоблачения несостоятельности претензий и амбиций, лживости и истерического фантазирования. Формированию демонстративных черт характера способствует воспитание по типу «кумир семьи» и потворствующая гиперпротекция.

Форма проявления дезадаптации.  Преувеличение своих способностей, рассказы о несуществующих «подвигах» или способностях, фантазирование. Любые действия, способные привлечь утраченное внимание, в том числе и неадекватные или экстравагантные.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.  Реакции эмансипации проявляются в основном на словах, в форме громогласных требований свободы. Внешние проявления, в том числе и побеги, носят демонстративный характер. Часто встречается реакция оппозиции с требованием вернуть утраченное внимание. Общение в группе сверстников сопряжено у таких подростков с претензиями на лидерство или исключительность. Они могут менять группу, если оказались уличенными во лжи или в несостоятельности притязаний. Увлекаются подростки истероидного типа тем, чем можно привлечь к себе внимание, часто выбирают для этого оригинальные занятия или занятия с явными внешними атрибутами. В сексуальном поведении больше игры и театральности, такие подростки часто преувеличивают свой сексуальный опыт. Большинство поведенческих нарушений, в том числе алкоголизм и даже суицидальные попытки, носят несерьезный, демонстративный характер и служат целям привлечения внимания.

Индивидуально-дифференцированный подход.  Подростки этого типа наиболее трудны для коррекционных мероприятий. Стратегией превентивных и коррекционных мер может быть поиск сферы, где эгоцентрические устремления подростка, его желание находиться в центре внимания удовлетворяются безболезненно для окружающих. Ни в коем случае нельзя «подкреплять» демонстративное поведение, оно должно встречать отрицательное отношение, но без публичного разбирательства. Истероида можно «поощрять» вниманием за его положительные действия.

 Неустойчивый тип

 Основные признаки.  Подростков этого типа все время тянет к развлечениям, причем не требующим волевых усилий. Безволие проявляется в отношении к учебе, работе по дому, к общественной активности. Они неспособны к деятельной активности – как общественно полезной, так и делинквентной. С 12–14 лет начинают выпивать, бродить по улицам, заниматься мелким воровством. У таких подростков отсутствует желание учиться и работать, они безразличны к будущему, не способны на настоящую дружбу.

Провоцирующие факторы, «слабое место».  Бесконтрольность с раннего возраста, гипопротекция, отсутствие внимания и контроля, целенаправленного воспитания и формирования волевых качеств.

Форма проявления дезадаптации.  Невозможность усвоения морально-этических норм, различные формы нарушения поведения, невозможность закончить учебное заведение из-за прогулов и отсутствия интереса к учебе.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.  Легко вовлекаются в группы, в том числе асоциальные, где подражают всему дурному. Легко идут на совершение правонарушений в группе. Увлекаются поп-музыкой, смотрят развлекательные фильмы. Любят подражать артистам, героям фильмов, причем чаще выбирают для этого отрицательных персонажей. Очень склонны к делинквентному поведению – кражам, разбою, хулиганству. Высока тяга к алкоголю и приему других одурманивающих средств. Рано, уже в подростковом возрасте, может возникать алкоголизм или токсикомания. Часты побеги из дома, причина которых – стремление избежать наказаний или трудностей, при побегах вступают в асоциальные компании.

Индивидуально-дифференцированный подход.  Для профилактики нарушений подростков этого типа необходимо твердое, даже властное руководство. Это тот редкий случай, когда показан строгий режим, дисциплина, страх наказания. Возможно помещение в уже сформированную группу с положительными установками.

Выявление наличия той или иной акцентуации характера может служить основой для профилактической и коррекционнои работы с трудными подростками в школах и других учебных заведениях, консультативных пунктах, учреждениях, оказывающих социальную помощь подросткам. Учитывая роль социальных и семейных факторов в провоцировании дезадаптации подростков с акцентуациями характера, для эффективной профилактики и коррекции часто оказывается необходимой не только работа с самим подростком, но и в первую очередь с его ближайшим социальным окружением, семьей. Работа с подростками должна включать психотерапевтическую помощь, семейную терапию, социальную и психологическую поддержку подросткам и их родителям.

Источник: Психологическая безопасность: учебное пособие. В.П. Соломин, О.В. Шатровой, Л.А. Михайлов, Т.В. Маликова. М.: Дрофа, 2008.

 

5 комментариев к “Адаптированный подростковый опросник Шмишека.

  1. Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Характерологический тест Шмишека подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования, профориентации .

  2. как учитывать “неустойчивый” тип, в ключе какая-то ошибка, по всем шкалам максимальный балл 24, а по “неустойчивому” максимальный 54!! как это получается. при любой диагностике будет выпадать акцентуация неустойчивого типа

    • Людмила, здравствуйте. Спасибо за внимательное отношение к материалу. Действительно что-то не логично получается. Возможно в само учебное пособие закралась ошибка. Попробую поискать ключ к тесту в другом источнике.

    • В интерпретации “Неустойчивого типа” вопросы с 32 по 41 не входят. Обратите внимание цифры идут с подряд. Обработка выглядит следующим образом:
      Неустойчивый тип
      да: 8, 25, 30, 31, 42, 84, 86;
      нет:9.
      Ещё ошибка в “Циклоидном типе”: ответ “да” – вместо “3” должно быть “6”

      • Алёна, спасибо за внимательное отношение. Подскажите откуда (источник информации) брали данные? Довольно давно пытаюсь ещё где-то найти опросник в этом же варианте (как представлен в Психологическая безопасность: учебное пособие. В.П. Соломин, О.В. Шатровой, Л.А. Михайлов, Т.В. Маликова. М.: Дрофа, 2008.), но нигде не нахожу. А исправление требуется.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.