В учебнике по психолого-педагогической диагностике Левченко И.Ю. предлагает при обследовании детей с тяжелыми нарушениями на этапе предварительного исследования использовать шкалу навыков, необходимых для социальной и бытовой адаптации подростка. Рассмотрим эту методику.
Описание шкалы
В первую очередь, шкала предназначена для исследования специалистами адаптации подростков с тяжелыми нарушениями. Предлагается отметить пункты, в соответствии с навыками подростка. Однако, методика может быть использована не только специалистами, но и родителями (лицами их замещающими) и педагогами подростка, в качестве ориентира для целенаправленного развития навыков подростка. В этом случае возможно будет необходима дополнительная модернизация шкалы с пояснительными примерами для её пунктов.
Из явных преимуществ шкалы можно отметить её структурность, что может облегчить работу специалиста, давая необходимые подсказки в разговоре с подростком и его родителями и сэкономить время обследования.
Но, не стоит увлекаться, так как формализованность обследования подростка не всегда способствует установлению доверительного контакта с ним и получению правдивых (обдуманных и обоснованных) ответов.
Пункты шкалы
Шкала, состоит из 56 пунктов (разделенных на 4 части), в которых описаны умения, навыки и компетенции, необходимые для минимальной адаптации подростка в социуме и самостоятельного бытового обслуживания.
Шкала навыков социальной и бытовой адаптации (методика И.Ю.Левченко) (нажмите, чтобы открыть и просмотреть)
Навыки, необходимые для социальной адаптации: | |
| пользование ванной; |
| забота о волосах, ногтях; |
| вытирание полотенцем; |
| пользование общественным туалетом; |
| надевание одежды и обуви и уход за ними; |
| употребление основной кухонной утвари; |
| умение пользоваться газовыми и электрическими плитами; |
| использование шкал и мер; |
| приготовление простых блюд; |
| выполнение основных домашних поручений; |
| простая стирка и глажение; |
| пользование телефоном и умение сделать вызов срочных служб (врача, пожарных); |
| самостоятельное пользование общественным транспортом и знание правил пешехода; |
| овладение основными предосторожностями против возникновения пожара; |
| умение обратиться за помощью в случае необходимости; |
| распознавание цвета; |
| понимание показаний часов с латинскими и арабскими цифрами на циферблате; |
| пользование будильником; |
| совершение простых счетных операций; |
| устный счет; |
| знание денежных купюр и монет; |
| умение сделать мелкие покупки за наличный расчет; |
| умение отправить письмо, написать имя и адрес; |
| знание социально значимых слов и символов; |
| умение правильно стоять, сидеть и ходить; |
| прием лекарств по назначению, оказание элементарной первой помощи. |
Социальные навыки: | |
| установление и поддержание отношений с окружающими, умение получать удовлетворение от этих отношений; |
| умение правильно реагировать на замечания; |
| проявление нормальной реакции на доброту и любовь; |
| владение основными речевыми навыками; |
| умение начать разговор; |
| пользование формулами вежливости: «пожалуйста», «спасибо» и др.; |
| умение обратиться за советом; |
| умение пользоваться столовой; |
| умение назначить встречу и быть вовремя при приглашении; |
| умение пригласить и развлечь дома гостей; |
| осознание опасности вредных привычек (курения, употребления алкоголя); |
| осознание моральных норм, относящихся к сексуальному поведению; |
| знание функций таких государственных учреждений, как милиция, больница. |
Трудовые навыки: | |
| способность следовать простым инструкциям; |
| употребление простых инструментов; |
| выполнение обычных домашних обязанностей; |
| способность переносить усталость; |
| принятие указаний и руководства; |
| принятие ответственности; |
| принятие роли подчиненного; |
| пунктуальность; |
| умение устанавливать отношения в процессе работы. |
Отдых и развлечения: | |
| умение организовать свободное время; |
| установление дружеских отношений; |
| участие в клубных занятиях и кружках; |
| увлечение чем-либо (хобби); |
| посещение библиотек и музеев; |
| понимание в доступных пределах произведений искусства; |
| способность танцевать; |
| умение посещать кинотеатры и другие места развлечений. |
Скачать шкалу навыков необходимых для социальной и бытовой адаптации (методика И.Ю.Левченко) в формате .doc (открывается с помощью MsWord) или в формате .pdf
Мы рассмотрели методику И.Ю.Левченко используемую при исследовании детей с тяжелыми нарушениями. Замечания, пожелания, оставляйте в комментариях ниже или присылайте через форму обратной связи на сайте.
Источник: Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003 — 320 с.